Опубликовано: Семья в новых социально-экономических
условиях. Материалы Международной научно-практической конференции:
2-10 октября 1997 г. Том 1 / Под ред. проф. З. Х. Саралиевой. –
Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 409 с. – С. 24-29.
©1997-1999 All rights reserved - Евгений Волков (Yevgeny
N. Volkov)
Американский теолог Ричард Л. Доухауэр, сравнивая традиционные
религии и те организации и движения, которые получили определение
"деструктивные культы", одно из важнейших различий сформулировал
так: "Религии лелеют семью. Культы рассматривают семью как
врага" (Dowhower, R. L. Guidelines for Clergy. Recovery from
Cults: Help for Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Edited
by Michael D. Langone, Ph.D. W. W. Norton & Company, New York,
London. 1995, p. 255).
Подобное противопоставление, на первый взгляд, может показаться
преувеличением, если не искажением, учитывая, сколько говорят и
пишут в этих группах о любви, семейственности, братстве и сестринстве.
Так, например, адепты Церкви унификации (они предпочитают называть
себя Церковью объединения) раздают на улицах супружеским парам и
родителям с детьми "дипломы истинной семьи", в которых
содержится панегирик семейности, а также своего рода кодекс семейных
и супружеских обязательств. При этом они раздают приглашения на
фестивали семьи, организуемые "Федерацией семей за мир во всем
мире", и проводят (не предупреждая этих прохожих) свой ритуал
крещения этих встреченных на улице семей. Центры дианетики (отделения
церкви сайентологии) приглашают всех на курсы по улучшению семейных
отношений и эффективного воспитания детей.
Такие примеры можно было бы множить, но в числе групп, относимых
к деструктивным культам, немало и таких, которые провозглашают своим
идеалом отказ от родительской семьи и от создания семьи собственной
и часто практически требуют этого от своих приверженцев. При попадании
в орбиту их влияния уже сформировавшихся, прежде всего молодых,
семей они навязывают существенные регламентации супружеских и семейных
взаимоотношений.
При таких внешних отличиях, на самом деле, все эти группы объединяет
глубинное противостояние как всему обычному обществу (в американской
литературе используется термин "mainstream society" -
"общество основного потока"), так и одному из основных
его институтов - семье.
Тут необходимо важное терминологическое отступление. Противопоставление
традиционных и так называемых нетрадиционных религий только в сравнении
друг с другом не совсем правомерно, поскольку упускает из виду принципиальные
системные качества. Традиционные религии выступают элементом системы
традиционного же общества ("mainstream society"), тогда
как многие из нетрадиционных религиозных групп и движений являются
сами по себе системами нетрадиционного же общества (изолированной
системой социализации и жизненно-смысловых ориентиров). Фактически
речь идет не о праве на ту или иную веру, а о претензии на создание
иного общества, что таковыми группами и их лидерами декларируется
вполне открыто (в церкви сайентологии существуют даже специальные
отделы и секции по созданию новой цивилизации). Это обстоятельство
вроде бы лежит на поверхности, но почему-то ускользает от более
пристального и глубокого внимания части исследователей, журналистов
и законодателей.
Изначальная установка деятельности таких групп и их членов предельно
манипулятивна и паразитична по отношению к тому обществу, в ткани
которого они зарождаются: пользоваться всеми правами и благами,
которые хоть как-то способствуют целям группы и до поры, до времени
терпеть (а лучше по возможности сразу вырывать с корнем) то, что
хоть как-то ей мешает - права и интересы других людей и групп, свобода
критики и информации, иные мнения и убеждения.
Семья, семейные связи и отношения реально являются главными объектами
психологической и духовной агрессии со стороны деструктивных культов
в связи с тем, что они представляют конкурентные системы социализации.
Модель воздействия на личность в культе можно представить как процесс
регрессии в детское, инфантильное состояние, с которого начинается
пересоциализация индивида в члена культовой "семьи", которому
навязываются новые "родители" и организуется новое "рождение"
для "новой жизни". В этой модели обычная семья находит
место только в том случае, если она интегрируется как младшая, во
всем зависимая, часть главной, основной ("истинной") культовой
"семьи", т.е. превращаясь в группу разновозрастных "детей"
по отношению к лидеру и группе.
Не случайно в уникальном Веллспрингском реабилитационном центре
для жертв культов (штат Огайо, США) в основу терапевтического метода
положен трансактный анализ динамики трех эго-состояний: Ребенка
(Дитя), Родителя и Взрослого. Он позволяет отчетливо выявить патологичность
и асоциальность системы культовых "семейных" отношений
в сравнении с моделью здоровой или даже среднестатистической семьи
обычного общества.
В предлагаемой схеме, взятой из работы Инго Мишеля "Культовая
травма и исцеление" (Ingo Michehl.
Cult Trauma and Recovery), представлена схема внутреннего диалога
здоровой растущей личности. Из нее видно, что преобладает диалог
Заботящегося Родителя и Свободного Дитя, а сам диалог находится
под контролем Взрослого, следящего за тем, чтобы этот диалог не
отрывался от реальности, соответствовал фактам, наблюдениям и опыту.
В случае культовой личности мы видим преобладание диалога Критикующего
Родителя и Адаптированного Дитя при полной изоляции и регрессии
Взрослого.
Эти внутренние диалоги являются интериоризациями тех преобладающих
отношений, которые складываются в соответствующих социальных группах,
контролирующих процесс социализации. На схемах хорошо видно, что
основной объект поражения в культовой среде - это эго-состояние
Взрослого, ответственное за зрелость и социальную продуктивность
личности.
Из
этого обстоятельства естественно вытекает вывод, что антикультовая
профилактика и терапия должны быть нацелены на воспитание и укрепление
эго-состояния Взрослого как в растущей, так и в сформировавшейся
личности. Такой подход также позволяет более точно и конкретно обозначить
поле деструктивности культовых манипулятивных групп.
Защита семьи и молодежи от психодуховной агрессии деструктивных
культов строится в России в настоящее время на основе активности
родительских комитетов и обществ, объединяющих мизерную часть родителей
и семей, реально затронутых этим явлением. Можно выделить две основные
стратегии поведения родителей, чьи дети оказались в "Белом
братстве", у мунистов, у Виссариона или среди сайентологов
и т.д. Первая - силовая, т.е. нацеленная на инициировании запретительных
законодательных инициатив и судебных исков, на привлечение силовых
правоохранительных органов и насильственное изъятие своих детей
из подобных групп. Вторая - системно-конструктивная, нацеленная
прежде всего на восстановление личностного контакта со своими детьми
и на широкую информационно-просветительскую работу. Эти стратегии
могут смешиваться в деятельности конкретных организаций или усилиях
отдельной конкретной семьи.
Несомненно, что общество и государство должны принимать все законные
и обоснованные меры законодательного и административного характера,
чтобы в максимальной степени добиться от культовых движений, в какой
бы сфере и под каким бы прикрытием они ни выступали, соблюдения
"правил игры" в демократическом и открытом обществе. Но
для системы воспитания и просвещения (образования), для молодых
и взрослых людей, становящихся родителями, главной целью и главным
приоритетом должно быть тщательное культивирование зрелого эго-состояния
Взрослого в структуре личности своих детей при поддержке Свободного
Ребенка и поощрении Заботливого Родителя.
В заключение хотелось бы отметить американский опыт как разработки
просветительских программ по антикультовому воспитанию в школах
и вузах, так и мощного движения по развитию критического мышления
(Critical Thinking), материалы которых могли бы быть во многом перенесены
на российскую почву, значительно сократив для нас период проб и
ошибок. Это тем более актуально, что немало деструктивных культов
пробуют войти в семьи через школьные и вузовские двери, а кроме
того, уже можно говорить о нескольких случаях возникновения "педагогических"
деструктивных культов типа "Движения
инструкторов мира, здоровья и согласия", "Юнивера"
(группа Жана Гавэра - Ивана Гавриленко) и
группы Столбуна.
Социально-психологической культуре семьи брошен серьезный вызов.
Глубокое его осмысление и быстрые решительные действия, основанные
на опыте многих западных стран, столкнувшихся с этим феноменом более
двадцати лет назад, могут предотвратить множество трагедий и поломанных
жизней.
|