психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 3
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
Психолог о подростках в школе и семье. Собчик Л.Н.
Психология влияния и психологического насилия
Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов.Волков Е.Н.
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Методы изучения индивидуально-личностных свойств. Собчик Л.Н.
Теория и практика психологической оценки личности. Собчик Л.Н.
Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога. Собчик Л.Н.
Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования.Собчик Л.Н.
Психиатрия и медицинская психология
Ретроспектива психических заболеваний в России. И.И.Щиголева
Психотерапия
О существе терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Личностная основа пограничных психических расстройств. Собчик Л.Н.
Психология бизнеса
Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера. Бурякова Е.С.
Спортивная психология
Нейролингвистическое программирование как инструмент замещения допингов. Шашурин П.И.




Московский психологический журнал. №3

Шашурин П.И. "Нейролингвистическое программирование как инструмент замещения допингов"

Проблема использования допинга в спортивной деятельности спортсмена волнует многих: врачей, тренеров, психологов, спортсменов, и др. С одной стороны, на одной чаше весов стоит желание спортсмена быть первым, показывать результаты, улучшать свои способности , а с другой стороны - страх, за то, что могут снять с соревнований, что участник может повести себя неадекватно, что это ему повредит в дальнейшей спортивной карьере. И всегда стоит вопрос: "использовать или не использовать" и если не использовать, то как сделать так, чтобы спортсмен был на пике своих возможностей именно в нужный момент соревнований и сделал бы все, что от него зависит?

В настоящей статье, речь пойдет не об этике или фармакологии, а о замещении воздействия допинга на психическое состояние спортсмена, воздействием психологическим. С недавнего времени в России обратили внимание на нейролингвистическое программирование (НЛП), которое с успехом используется в таких странах как США, Австралия, Германия для решения проблем спортсмена, для улучшения его результативности именно методами данного направления психологии. Используют ли заграничные психологи НЛП для замещения допинга - не известно, но то, что применяемые в нем методы, которые могут это сделать есть - это точно.

Слово "замещение" в тексте подчеркнуто намеренно. В чем же суть замещения? В арсенале НЛП существуют гипнотические техники, позволяющие ориентировать спортсмена на отказ от приема допинга. Они несколько отличаются от аутогенных тренировок или классического гипноза. Эффект от таких техник будет, во-первых, временным, а, во вторых, - неизвестно, какие последствия для психики спортсмена вызовет данное психологическое вмешательство. Также стоит отметить и такую особенность, подмеченную Р.Бендлером и Д.Гриндером [1994]: подсознание (бессознательное) "не терпит пустоты". Например, спортсмен, принимающий какой-либо препарат, вдруг, по каким-то причинам, сознательно отказывается от него, тем самым, создавая "пустоту" в бессознательной сфере и запуская этим процесс неосознанного поиска замены препарата на что-либо другое, дающее подобный психофизиологический эффект.

Существует также и другая, очень важная при рассмотрении данной проблемы психологическая особенность, перед описанием которой стоит сказать несколько слов о Модели логических уровней.

Данная модель может быть вкратце представлена следующим образом (ниже "логические уровни" показаны в иерархическом порядке, начиная с самого высшего):
- "Сверхцель"/предназначение/смысл жизни;
- Личностное своеобразие/ жизненная роль, самоидентификация;
- Ценности/ убеждения;
- Способности/стратегии;
- Поведение/действия/состояния/навыки;
- Социальное окружение (имеется в виду отражение окружения в сознании личности).

В соответствии с данной моделью Р.Дилтса, "чем ниже логический уровень психологического воздействия, тем меньше они оказывают влияние на более высокие уровни личности. И наоборот - чем выше логический уровень происходящих изменений, тем более сильные и комплексные изменения происходят на нижних этажах данной модели" Р.Дилтс [1999 ].

К примеру, спортсмен, принимающий допинг перед выступлением, преследует цель "показать высокий результат, быть первым, победить". Если спросить спортсмена, чем важны для него эти цели и что они ему дают, то в полученном ответе прозвучат ценности актуальные для данного спортсмена, такие как " уважение, известность, слава". В том случае, если у спортсмена существует убеждение, что "рекордсменом можно стать, употребляя допинги", содержащее в себе элемент самоидентификации (рекордсмен, призер, чемпион и т.д.), то проблема употребления допинга у данного спортсмена тесно связана с уровнем личностного своеобразия.

Прием допинга спортсменом (например легкоатлетом), являясь поведенческим актом, оказывает влияние на его психофизиологическое состояние и способности (он быстрее бежит, стартует лучше и его сильные соперники не вызывают состояния "мандража", мешающего выступать эффективно, как это бывало раньше), а так же изменяет некоторые убеждения (если я принял допинг, то я могу выиграть, у меня всеполучиться).

При этом внутреннее "разрешение" на прием допинга обусловлено реализацией целей (если я выиграю эти соревнования, то я поеду на олимпийские игры) и ценностей спортсмена (мне важно уважение моего тренера и я хочу самореализоваться в спорте), а иногда (особенно в спорте высших достижений) существует связь с уровнем личностного своеобразия (я - чемпион) и даже сверхцели (чтобы Россия процветала).

Специалистами группы "НЛП в спорте" при лаборатории психологии ВНИИФК была разработана схема системного подхода к решению проблемы использования допингов спортсменами с помощью методов НЛП, учитывающая вышеуказанные психологические особенности.
Основная идея или концепция замещения допингов психологическим воздействием НЛП, заключается в особенностях воздействия техник НЛП на бессознательную сферу человека.

Весь опыт человека (в том числе и все пережитые им психические состояния) психофизиологически закодированы в его нервной системе в виде комбинации образов, звуков и ощущений. Нейролингвистическое программирование располагает психологическими инструментами и приемами, способными воздействовать на субъективный опыт человека (вызывать и "перепроживать" заново психические состояния, имеющиеся в субъективном опыте человека). При этом стоит отметить, что интенсивность вновь вызываемых психических состояний будет ниже, чем в "оригинале" (особенно, если обычно для вызова данного состояния использовались химические препараты).

Данное обстоятельство влияет на эффективность замещения крайне мало, так как НЛП-психолога интересует не само состояние, а психический "спусковой крючок", запускающий это состояние (комбинация образов, звуков и ощущений).В процессе применения техники НЛП, психолог "привязывает" выявленный "триггер" (спусковой крючок) вызова данного состояния к какому - либо нейтральному раздражителю (образу, звуку или ощущению) и с помощью программирования закрепляет связку "раздражитель - "триггер" - состояние". Так, например, выстрел стартового пистолета бессознательно будет у спортсмена вызывать психофизиологическое состояние, которое раньше вызывалось только после приема допинга.

Системный подход реализуется в ходе трех этапов: подготовительного, этапа непосредственного психологического воздействия, этапа закрепления и проверки (коррекции) эффектов. Этапы, в свою очередь, делятся на части.

А) Подготовительный этап:
- психологическое и психофизиологическое тестирование;
- выявление ценностей и убеждений, построение ценностного графа;
- выявление "логических уровней" заявленной задачи у спортсмена;
- подробнейшее описание субъективных переживаний психического состояния спортсмена во время приема допинга, а также психологических раздражителей (триггеров), запускающих данное состояние
- выявление эффектов и положительного в принятии допинга, выявление того, как допинг помогает спортсмену

Б) Этап непосредственного использования техник и приемов НЛП:
- техники изменения убеждений;
- замещение выявленных позитивных способностей допинга на способности самого спортсмена с помощью техник и приемов НЛП;
- работа с бессознательной сферой спортсмена;
- формирование и программирование требуемых психических состояний;
- подстройка к будущему (программирование будущего поведения и состояний)

В) Этап закрепления и коррекции полученных изменений:
- использование трансовых технологий и аутогенной тренировки;
- использование трансовых методик для закрепления состояния;
- проверка эффективности воздействий в тренировочном и спортивном режимах;
- передача тренеру или спортсмену технологий по управлению состоянием;
- коррекция.

В заключении стоит отметить, что использование НЛП - подходов в замещении допингов может оказаться очень перспективным методом, т.к. психологические инструменты нейролингвистического программирования способны активировать глубинные психофизиологические ресурсы бессознательной сферы.

Литература:
1. Р. Дилтс "Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП" - СПб.: Питер, 1999.
2. Р. Бендлер, Д.Гриндер "Нейролингвистическое программирование и структура гипноза" - Флинта 1994.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология