В отечественной психологии исследовалась удовлетворенность человека
трудовой деятельностью в основном у рабочих промышленных предприятий,
что было связано с глобальной проблемой текучести кадров. "Удовлетворенность
профессиональной деятельностью определяется соотношением уровня
притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной
деятельности."[2].
Есть ли взаимосвязь удовлетворенности профессиональной деятельностью
и ее эффективностью? Большинство зарубежных исследователей (Baird
L.S.,1976; Jacobs R., Solomon T.,1977; Sheridan J., Slonim J., 1975'
Wanous J., 1974) и отечественных (Кузьмина Н.В., 1990; Реан А.А.,
1980; Стамбулова Н.Б., 1999) считают, что такая взаимосвязь имеется.
Причем ряд авторов (Волошинов Н.Л., 1987; Гуревич К.М., 1970; Журин
Н.В., 1991; Прокофьева В.А., 1997; Baird L.S.,1976; Jacobs R., Solomon
T.,1977; Sheridan J., Slonim J., 1975' Wanous J., 1974) считают,
что удовлетворенность профессиональной деятельностью положительно
влияет на эффективность ее осуществления, которую они называют результативностью.
Однако другие исследователи (Кузьмина Н.В., 1990; Родина О.Н., 1996;
Рейковский Я.В., 1979; Пырьев Е.А., 1993; Тайсаева А.В., 1999; Lawler
E., Porter L.,1967; Shwab D., Cumming L., 1970; Locke E.,1970) утверждают,
что высокие достижения в деятельности являются источником удовлетворения,
особенно когда они подкрепляются внешними вознаграждениями (в виде
заработной платы).
Однако, существуют исследователи, которые полагают, что удовлетворенность
и успешность (читай - эффективность) деятельности взаимосвязаны
и оказывают влияние друг на друга (Журин Н.В., 1991; Магун В.С.,
1983; Siegal J., Bowen D., 1971). Эффективность деятельности является
причиной удовлетворенности содержанием труда и следствием удовлетворенности
условиями труда и материальным вознаграждением.
Ю.Н. Лысенко [1] считает удовлетворение работой одним из критериев
эффективности профессиональной деятельности.
Е.Ю. Пряжникова утверждает, что важнейшим условием развития профессионального
самосознания является удовлетворенность трудом, что осознание себя
в качестве признаваемого обществом эффективного работника по значимой
для общества профессии становится условием принятия этой профессии
как основного дела своей жизни и следовательно принятия человеком
своей жизнедеятельности и самого себя [3].
Но для нас несомненно одно, что взаимосвязь между эффективностью
деятельности и удовлетворенностью ею доказана предыдущими исследованиями.
По мнению Н.Н. Радула "специалиста, чувствующего удовлетворенность
своим трудом, которому удается осуществить свои профессиональные
идеи и планы, с большей степенью уверенности можно назвать эффективно
работающим, чем наоборот" [4].
В нашей работе мы выдвинули гипотезу, что удовлетворенность профессиональной
деятельностью у рекрутеров является одним из психологических условий
ее эффективности.
Для подтверждения этой гипотезы мы составили ряд прямых и косвенных
вопросов в анкете к рекрутеру.
1. Основания выбора профессии рекрутера.
25% рекрутеров стали ими случайно из-за жизненных обстоятельств,
10% по приглашению знакомых, 2%, думая, что рекрутером можно достойно
зарабатывать, однако, 27% рекрутеров, с их слов, пришли работать
с персоналом для профессиональной самореализации, , 17% после тщательного
анализа рынка труда, 15% - по призванию, , 4% согласно полученному
образованию. Таким образом, эффективные рекрутеры в большинстве
(63%) пришли работать с персоналом обдуманно и по призванию.
Процент мнений, что рекрутеры видят в этой профессии возможность
самореализоваться и что они работают по призванию у руководителей
и рекрутеров практически совпадает, но руководители очень большое
внимание уделяют материальной стороне работы рекрутеров.
2. От чего рекрутеры получают удовлетворение в работе.
Карьерный рост соискателей не является сферой интересов рекрутеров,
большинство из них (56%) удовлетворение в работе получают от удачно
найденного для работодателя кандидата, 21% - роста своего материального
состояния 19% - от того, что кандидат получил желаемую работу и
2% будут удовлетворены своим карьерным ростом и 2% карьерным ростом
тех кандидатов, которых подобрали для работодателя.
Работодатели (37%) акцентируют внимание на материальной стороне
труда, считая, что их менеджеры удовлетворены ростом материального
состояния, 25% уверены, что рекрутеры озабоченны принесением дохода
агентству, 25% - что удовлетворением запросов работодателей и 12%
от того, что удачно подобрали работу соискателю.
Как мы видим есть кардинальное несовпадение взглядов на то, что
приносит рекрутеру удовлетворение от работы. Большинство руководителей
уверены, что это материальная сторона дела - рост собственных доходов
и принесение дохода агентству, а рекрутеры акцентируют внимание
на благодарности своих заказчиков и кандидатов, а также роста своего
материального благосостояния. Соответственно, есть возможность у
руководителей пересмотреть мотивацию своего персонала и повысить
эффективность труда рекрутеров.
3. Степень удовлетворения рекрутеров своей работой.
17% не очень удовлетворены содержанием работы и 6% вообще бы сменили
сферу деятельности, т.е. степень их удовлетворения работой не высока.
33% рекрутеров выразили высокую степень удовлетворенности своей
работой, т.к. посоветовали бы выбрать эту работу своему ребенку,
44% считают, что имеют не удовлетворяющий их уровень достатка, т.е.
77% эффективных рекрутеров удовлетворены содержанием своего труда.
Однако, 44% рекрутеров работа с персоналом приносит удовлетворение,
31% кажется, что они на своем месте, 17% считают, что им повезло
с нынешней работой, 6% рекрутеров хотели бы более престижной работы
и лишь 2% думают, что в иной сфере достигли бы лучших результатов,
т.е. подавляющее большинство рекрутеров удовлетворены содержанием
своей работы.
71% рекрутеров уверены, что их специальность пользуется повышенным
спросом на рынке труда и 29 % считают этот спрос ограниченным, что
говорит о признании важности и востребованности своей работы.
Эффективные рекрутеры в подавляющем большинстве сделали выбор работы
осмысленно, осознают важность своей работы, считают свою профессию
востребованной на рынке труда и удовлетворены своей профессиональной
деятельностью.
Литература:
1. Лысенко Ю. Н. Эффективность профессиональной деятельности / Монография
/ Ю. Н. Лысенко ; М-во общ. и проф. образования РФ. Самар. гос.
пед. ун-т 1998
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
3. Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального
самосознания профконсультанта. Дис. … д-ра психол. наук. Тверь.2001.
4. Радул Н.Н. Особенности профессиональной самореализации военного
психолога. автореф. диссертации на соискание степени кандидата псих.наук,
М.2001.
|