психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 3
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
Психолог о подростках в школе и семье. Собчик Л.Н.
Психология влияния и психологического насилия
Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов.Волков Е.Н.
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Методы изучения индивидуально-личностных свойств. Собчик Л.Н.
Теория и практика психологической оценки личности. Собчик Л.Н.
Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога. Собчик Л.Н.
Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования.Собчик Л.Н.
Психиатрия и медицинская психология
Ретроспектива психических заболеваний в России. И.И.Щиголева
Психотерапия
О существе терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Личностная основа пограничных психических расстройств. Собчик Л.Н.
Психология бизнеса
Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера. Бурякова Е.С.
Спортивная психология
Нейролингвистическое программирование как инструмент замещения допингов. Шашурин П.И.




Московский психологический журнал. №3

Бурякова Е.С. "Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера."

В отечественной психологии исследовалась удовлетворенность человека трудовой деятельностью в основном у рабочих промышленных предприятий, что было связано с глобальной проблемой текучести кадров. "Удовлетворенность профессиональной деятельностью определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности."[2].

Есть ли взаимосвязь удовлетворенности профессиональной деятельностью и ее эффективностью? Большинство зарубежных исследователей (Baird L.S.,1976; Jacobs R., Solomon T.,1977; Sheridan J., Slonim J., 1975' Wanous J., 1974) и отечественных (Кузьмина Н.В., 1990; Реан А.А., 1980; Стамбулова Н.Б., 1999) считают, что такая взаимосвязь имеется.

Причем ряд авторов (Волошинов Н.Л., 1987; Гуревич К.М., 1970; Журин Н.В., 1991; Прокофьева В.А., 1997; Baird L.S.,1976; Jacobs R., Solomon T.,1977; Sheridan J., Slonim J., 1975' Wanous J., 1974) считают, что удовлетворенность профессиональной деятельностью положительно влияет на эффективность ее осуществления, которую они называют результативностью.

Однако другие исследователи (Кузьмина Н.В., 1990; Родина О.Н., 1996; Рейковский Я.В., 1979; Пырьев Е.А., 1993; Тайсаева А.В., 1999; Lawler E., Porter L.,1967; Shwab D., Cumming L., 1970; Locke E.,1970) утверждают, что высокие достижения в деятельности являются источником удовлетворения, особенно когда они подкрепляются внешними вознаграждениями (в виде заработной платы).

Однако, существуют исследователи, которые полагают, что удовлетворенность и успешность (читай - эффективность) деятельности взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга (Журин Н.В., 1991; Магун В.С., 1983; Siegal J., Bowen D., 1971). Эффективность деятельности является причиной удовлетворенности содержанием труда и следствием удовлетворенности условиями труда и материальным вознаграждением.

Ю.Н. Лысенко [1] считает удовлетворение работой одним из критериев эффективности профессиональной деятельности.

Е.Ю. Пряжникова утверждает, что важнейшим условием развития профессионального самосознания является удовлетворенность трудом, что осознание себя в качестве признаваемого обществом эффективного работника по значимой для общества профессии становится условием принятия этой профессии как основного дела своей жизни и следовательно принятия человеком своей жизнедеятельности и самого себя [3].

Но для нас несомненно одно, что взаимосвязь между эффективностью деятельности и удовлетворенностью ею доказана предыдущими исследованиями.
По мнению Н.Н. Радула "специалиста, чувствующего удовлетворенность своим трудом, которому удается осуществить свои профессиональные идеи и планы, с большей степенью уверенности можно назвать эффективно работающим, чем наоборот" [4].

В нашей работе мы выдвинули гипотезу, что удовлетворенность профессиональной деятельностью у рекрутеров является одним из психологических условий ее эффективности.
Для подтверждения этой гипотезы мы составили ряд прямых и косвенных вопросов в анкете к рекрутеру.

1. Основания выбора профессии рекрутера.


25% рекрутеров стали ими случайно из-за жизненных обстоятельств, 10% по приглашению знакомых, 2%, думая, что рекрутером можно достойно зарабатывать, однако, 27% рекрутеров, с их слов, пришли работать с персоналом для профессиональной самореализации, , 17% после тщательного анализа рынка труда, 15% - по призванию, , 4% согласно полученному образованию. Таким образом, эффективные рекрутеры в большинстве (63%) пришли работать с персоналом обдуманно и по призванию.

Процент мнений, что рекрутеры видят в этой профессии возможность самореализоваться и что они работают по призванию у руководителей и рекрутеров практически совпадает, но руководители очень большое внимание уделяют материальной стороне работы рекрутеров.

2. От чего рекрутеры получают удовлетворение в работе.


Карьерный рост соискателей не является сферой интересов рекрутеров, большинство из них (56%) удовлетворение в работе получают от удачно найденного для работодателя кандидата, 21% - роста своего материального состояния 19% - от того, что кандидат получил желаемую работу и 2% будут удовлетворены своим карьерным ростом и 2% карьерным ростом тех кандидатов, которых подобрали для работодателя.

Работодатели (37%) акцентируют внимание на материальной стороне труда, считая, что их менеджеры удовлетворены ростом материального состояния, 25% уверены, что рекрутеры озабоченны принесением дохода агентству, 25% - что удовлетворением запросов работодателей и 12% от того, что удачно подобрали работу соискателю.

Как мы видим есть кардинальное несовпадение взглядов на то, что приносит рекрутеру удовлетворение от работы. Большинство руководителей уверены, что это материальная сторона дела - рост собственных доходов и принесение дохода агентству, а рекрутеры акцентируют внимание на благодарности своих заказчиков и кандидатов, а также роста своего материального благосостояния. Соответственно, есть возможность у руководителей пересмотреть мотивацию своего персонала и повысить эффективность труда рекрутеров.

3. Степень удовлетворения рекрутеров своей работой.



17% не очень удовлетворены содержанием работы и 6% вообще бы сменили сферу деятельности, т.е. степень их удовлетворения работой не высока. 33% рекрутеров выразили высокую степень удовлетворенности своей работой, т.к. посоветовали бы выбрать эту работу своему ребенку, 44% считают, что имеют не удовлетворяющий их уровень достатка, т.е. 77% эффективных рекрутеров удовлетворены содержанием своего труда.



Однако, 44% рекрутеров работа с персоналом приносит удовлетворение, 31% кажется, что они на своем месте, 17% считают, что им повезло с нынешней работой, 6% рекрутеров хотели бы более престижной работы и лишь 2% думают, что в иной сфере достигли бы лучших результатов, т.е. подавляющее большинство рекрутеров удовлетворены содержанием своей работы.



71% рекрутеров уверены, что их специальность пользуется повышенным спросом на рынке труда и 29 % считают этот спрос ограниченным, что говорит о признании важности и востребованности своей работы.

Эффективные рекрутеры в подавляющем большинстве сделали выбор работы осмысленно, осознают важность своей работы, считают свою профессию востребованной на рынке труда и удовлетворены своей профессиональной деятельностью.

Литература:
1. Лысенко Ю. Н. Эффективность профессиональной деятельности / Монография / Ю. Н. Лысенко ; М-во общ. и проф. образования РФ. Самар. гос. пед. ун-т 1998
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
3. Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта. Дис. … д-ра психол. наук. Тверь.2001.
4. Радул Н.Н. Особенности профессиональной самореализации военного психолога. автореф. диссертации на соискание степени кандидата псих.наук, М.2001.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология