психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 12
Обложка номера
Психиатрия и психоневрология
Принципы реабилитации пациентов с системными психоневрологическими расстройствами. Михаил Буянов.
Педагогическая, психологическая и семейная реабилитация детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Лечение системных психоневрологических нарушений речи. Михаил Буянов.
Лечение детей и подростков с болезнью Жиля де ля Туретта и тиками. Михаил Буянов.
Лечение недержания мочи и кала. Михаил Буянов.
Лечение детей и подростков с некоторыми другими системными психоневрологическими расстройствами (психогенная кривошея, писчий спазм, диссомнии, дисрексии, онихофагии, хейломании, трихофрении). Михаил Буянов.
Психотерапия
Основные подходы и методы психотерапии.
Детская и педагогическая психология
Психическое развитие ребенка третьего года жизни. Психологические занятия с дошкольниками "цветик-семицветик" Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Понимание как дидактическая проблема. Евгений Коробов.
Психология здоровья
Психосоматика: определение понятия. Диагностика в психосоматике. И.Г. Малкина-Пых
Стратегии поведения при стрессе. И.Г. Малкина-Пых
Психотерапия онкологических заболеваний. И.Г. Малкина-Пых
Психология взаимоотношений полов
Кризисы брака. Секс в браке. Андрей Бабин.
Внешность и другие факторы, влияющие на любовные чувства. Евгений Пушкарев.
Общая психология
Я и НЕ Я. Сергей Ликанов.
Ритуалы перехода - трансперсональная обыденность. О.В.Краля, М.В.Лисняк.
Практика мотивации и управления персоналом
Основы технологии контекстного (скрытого ситуационного) управления. Владимир Рогатин.
Публицистика
Съезд истеричек. Михаил Буянов.
Ходоки и подстилки. Михаил Буянов.
Самодовольные дуры. Михаил Буянов.




Московский психологический журнал. №12
Ходоки и подстилки. Михаил Буянов.


В этом номере Московского психологического журнала мы публикуем избранные главы из книги отечественного психиатра и психотерапевта, президента Московской психотерапевтической академии Буянова М.И. "Мы". В ней предпринята попытка дать обобщенный психологический, исторический и психопатологический портрет современного общества, приводится много примеров из богатого клинического опыта автора и его поездок по разным странам. Подробно говорится о психиатрических проблемах событий в Москве 23-26 октября 2002 г. и о переносе останков Александра Дюма в Пантеон.

Ходоки и подстилки.

Биологические и социальные роли во многом зависят от половой принадлежности, хотя, понятно, что между мужчинами и женщинами много общего.

Мужчин делят на однолюбов, малолюбов и многолюбов, хотя, возможно, встречаются и те, кто не способен любить; нелюбы - скорее всего это клиенты психиатров. Женщин же никто и никогда не делит таким образом: если она бросается на мужчину, ее именуют подстилкой - не только оттого, что женщина во время полового акта чаще лежит на спине, а мужчина на ней, но и чтобы подчеркнуть презрительное к ней отношение.

Как часто встречаются разнолюбы, неизвестно. Лично я не видел мужчин, которые бы при удобном случае не бросались на женщину. Не встречал и женщин, отказывавших мне. Значит, однолюбие невозможно?

Существует многочисленная так называемая сексологическая литература, в которой приводится много данных, сводящихся к тому, что половые дисгармонии часты и что люди полигамны. Однако к таким данным следует относиться осторожно: большинство сведений взяты с потолка или на основании изучения тех, кто ходит к сексопатологам, а здоровые к ним не обращаются - нечего им делать у врачей. Стало быть, все эти цифры очень условны и приблизительны, их не надо абсолютизировать.

Доверять личному опыту тоже не всегда надо, ведь люди все разные, неодинаково складываются их биографии; один расскажет все, как есть, а другой скроет, преуменьшит, преувеличит, выдумает - в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей. Многое определяет среда: кто живет среди богемы или людей с командировочными наклонностями, увидит одно, а кто пребывает в пуританской среде, заметит совсем иное.

Но ясно: одним или двумя-тремя половыми партнерами жизнь очень редко исчерпывается; прожив 50-60 лет, мужчина вряд ли имел лишь одну женщину, если, конечно, он живет в среде с относительно свободными нравами.

А где они суровые? Считается, что у артистов они самые свободные, ну так среди них очень часты разводы, неухоженные дети, неустроенный быт. Но разве у врачей, учителей, инженеров иначе? Все семьи разные, разное возможно в любой среде.

Что скрепляет семьи?

Разное, ибо и семьи разные. В основном привычка, налаженный быт, лень, усталость, дети. С годами люди привыкают друг к другу, не хочется менять устоявшиеся отношения. При советской власти брак крепится еще и возможностью пожаловаться в партком, а уж там пропесочат по первое число. Рухнула эта власть, и люди быстро осмелели, стали менять партнеров как перчатки. То, что раньше считалось развратом, сейчас уже к такому не относится.

Нелепо думать, что раньше было хорошо, а ныне невыносимо. Люди, устремленные в прошлое, неспособные жить настоящим, потерявшие ориентиры, утратившие вкус к новому, конечно, уповают на былое. Я, например, о нем вспоминаю лишь иногда - когда пишу книги. Если ты живешь только прошлым, значит, остановился в развитии, потерял силы идти в будущее. Как бы что-то не было хорошо в прошлом, в будущем его может быть еще больше, только уже не такого.

Видимо, чем больше вседозволенности, тем в большей степени будет разрушаться институт брака в традиционном понимании: в основном будут семьи с приходящим отцом или вообще без него. Их -таких семей - всегда было много, но сейчас уже ничто не сдерживает полигамность мужчин, и оттого семьи будут без отцов; в конце концов у недомашних животных тоже нет семей, включающих самцов. Всем управляет самка, при ней детеныши, а самцы приходят да уходят.

Семьи же, в которых обязателен самец, как, скажем, у львов, отличаются большой деспотичностью, на такое не каждая женщина согласится.

Что испытывают самцы, когда мать их детеныша рожает уродов или умирает в родах, никто не знает: у них же нет речи. Мужчины же испытывают разное, но всегда это включает - с тем или иным удельным весом - жалость, угрызение совести, сожаление, а, может, и удовлетворение.

В своей жизни я, наверное, испытал много больше, чем свойственно одному-единственному человеку, но вот чего не знал по-настоящему, так это выращивания собственных детей: они росли без меня, ими я интересовался мало, не вкусил важного компонента жизни любого человека - воспитания детей. Своих, а не чужих.

Об том никогда не желал, даже и не думал, лишь с годами стал обращать на это внимание. Но и сейчас не знаю, хорошо это либо плохо - не иметь опыта выращивания своих детей.

Ни об одном ребенке не думал никогда и не вспоминал его, а вот историю, которую сейчас расскажу, вспоминаю - не часто, но вспоминаю.

В феврале 1969 года моя тогдашняя возлюбленная, видя, что я все больше отдаляюсь от нее и живу собственной жизнью, после очередной сцены сказала:

- Не хочешь жениться? Тогда я сделаю аборт. Я сама найду врача, проводишь к нему, расплатишься и увезешь меня так, чтобы моя мать об этом не узнала.
- Твоя воля - этот вопрос решает только женщина и никто больше.
- Хотела себе сделать подарок - родить, но мне дают место в аспирантуре, хочу защищаться, чтобы обеспечить свое будущее: на родителей не стоит надеяться.

Вскоре мы пошли по указанному адресу. Я сидел в комнате, а врач принимал мою подругу на кухне. Она не пикнула во время той непростой операции. Потом врач вынес большой таз, в котором в окровавленной воде плавали кусочки детского тельца, и вылил в унитаз. Мы вышли из дома.

С тех пор прошло много лет. Я забыл лицо этой женщины, только ее запах остался в памяти, а вот кусочки мяса и кровь в тазу помню очень отчетливо.

Через пару лет меня включили в какую-то комиссию, которая должна была проверять один роддом. Ходили, смотрели, изучали отчетность. Пояснения давал зав. отделением. Он внимательно поглядывал на меня и словно побаивался. Я же удивлялся: не такая я уж и шишка, да и комиссия создана для проформы, она ничего не решает, чего он на меня уставился?

И только когда комиссия покинула роддом, вспомнил, кто он такой: то был тот самый врач, который нес таз с кровавой водой и кусочками тельца моего ребенка. Не было к нему ни ненависти, ни злости, ни любопытства. Это был посторонний человек, ко мне не имеющий никакого отношения.

Еще лет через десять присутствовал на совещании в Мосгорздраве, там среди прочих выступал какой-то чин, говоривший об упадке воспроизводства населения в СССР; мол, держимся лишь за счет Закавказья и Средней Азии.

Пригляделся - это был тот, с кровавым тазом.

При других обстоятельствах, если бы на моем месте был другой человек, все, что я сейчас рассказал, могло бы превратиться в тяжкое переживание, способное привести к неврозу. Дело в самом человеке, а не во внешних факторах: их переживают в зависимости от того, каков человек. Потому то, что одному покажется жестокостью, обманом, еще чем-то, другой так не воспримет.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология