психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 12
Обложка номера
Психиатрия и психоневрология
Принципы реабилитации пациентов с системными психоневрологическими расстройствами. Михаил Буянов.
Педагогическая, психологическая и семейная реабилитация детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Лечение системных психоневрологических нарушений речи. Михаил Буянов.
Лечение детей и подростков с болезнью Жиля де ля Туретта и тиками. Михаил Буянов.
Лечение недержания мочи и кала. Михаил Буянов.
Лечение детей и подростков с некоторыми другими системными психоневрологическими расстройствами (психогенная кривошея, писчий спазм, диссомнии, дисрексии, онихофагии, хейломании, трихофрении). Михаил Буянов.
Психотерапия
Основные подходы и методы психотерапии.
Детская и педагогическая психология
Психическое развитие ребенка третьего года жизни. Психологические занятия с дошкольниками "цветик-семицветик" Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Понимание как дидактическая проблема. Евгений Коробов.
Психология здоровья
Психосоматика: определение понятия. Диагностика в психосоматике. И.Г. Малкина-Пых
Стратегии поведения при стрессе. И.Г. Малкина-Пых
Психотерапия онкологических заболеваний. И.Г. Малкина-Пых
Психология взаимоотношений полов
Кризисы брака. Секс в браке. Андрей Бабин.
Внешность и другие факторы, влияющие на любовные чувства. Евгений Пушкарев.
Общая психология
Я и НЕ Я. Сергей Ликанов.
Ритуалы перехода - трансперсональная обыденность. О.В.Краля, М.В.Лисняк.
Практика мотивации и управления персоналом
Основы технологии контекстного (скрытого ситуационного) управления. Владимир Рогатин.
Публицистика
Съезд истеричек. Михаил Буянов.
Ходоки и подстилки. Михаил Буянов.
Самодовольные дуры. Михаил Буянов.




Московский психологический журнал. №12
Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Михаил Буянов.

Об авторе >>>
Начало публикации на pedsoveti.mospsy.ru >>>

Часть третья. Реабилитация детей и подростков с системными психоневрологическими расстройствами.

Глава 1.
Принципы реабилитации пациентов с системными психоневрологическими расстройствами.

Вопросы реабилитации психоневрологических больных являются настолько малоизученными, что резко выделяются этим даже на фоне вообще недостаточной исследованности проблемы реабилитации. А ведь проблема реабилитации психически больных имеет большую историю и освещена именами выдающихся психиатров, начиная с Филиппа Пинеля (1745-1826); разрешение этой проблемы будет не только способствовать улучшению психического здоровья миллионов людей, но и принесет обществу большую экономическую выгоду.

Латинское слово реабилитация означает восстановление в правах. Специалисты разных направлений вкладывают различное содержание в понятие реабилитации. Нам в большей степени импонируют взгляды М. М. Кабанова (1970-80) о сущности и основных формах реабилитации. Они в значительной степени синтезируют взгляды на эту проблему, высказываемые экспертами Всемирной организации здравоохранения, многими видными специалистами в области теории и практики реабилитации психически больных, такими, как, например, Д. Е. Мелехов.

М. М. Кабанов (1972) выделяет три этапа реабилитации: задачей первого - (этапа восстановительной терапии) - является предупреждение формирования психического дефекта, снятие или уменьшение симптомов психической болезни. Поскольку главной целью этого этапа является лечение, то все мероприятия проводятся в условиях стационара, полустационара или - реже - амбулаторно. Задачей второго - (этапа социальной реадаптации) является приспособление бывшего пациента к жизни и к труду. На третьем этапе (этапе собственно социальной реабилитации) основной целью всех мероприятий должно быть восстановление индивидуальной и общественной ценности больного.

В. В. Ковалев (1974) считает, что помимо медицинской реабилитации большое значение имеет и специфическая для детского и подросткового возраста педагогическая реабилитация, ибо основной формой общественной и социальной деятельности детей и подростков является обучение в учебном заведении.

В приложении к изученному контингенту пациентов взгляды, высказываемые разными авторами, мы трансформировали, выделяя четыре основных этапа реабилитации детей и подростков с системными психоневрологическими расстройствами и патологическим формированием характера и личности.

Первый этап - этап биологической или медицинской реабилитации (ВОЗ) соответствует этапу восстановительной терапии в понимании М. М. Кабанова. Это фундамент, на котором чаще всего и строится все здание реабилитации (речь, понятно, идет не столько о коррекции легких, быстро преходящих невротических и неврозоподобных реакций, сколько о лечении тяжелых системных психоневрологических расстройств на этапе невротического или неврозоподобного состояния либо патологического развития характера и личности). Если болезнь не выражена, то реабилитация может успешно закончиться даже на первом этапе.

Мы же в основном говорим о заболеваниях с хроническим течением. В таких случаях первый этап это в основном использование лекарств, хотя, конечно, и тут психотерапия и другие немедикаментозные методы воздействия применяются. Если врач производит хорошее впечатление своим внешним видом, своим оптимистическим настроем, своими знаниями, способностью убедительно излагать то, что он считает нужным сказать пациенту и его родителям, то назначаемый им препарат обычно действует очень сильно и почти никаких побочных действий не вызывает. Если же врач вял, груб, несимпатичен, не пользуется авторитетом, если он равнодушен и к пациенту и к назначаемому лечению, то положительная суггестивная роль врача сводится к нулю и толку от назначаемого им лечения, как правило, не бывает. Как преподнесено лекарство, так оно на первых порах и действует - это аксиома, которую должны знать все врачи. Почти всегда лекарства действуют именно так, как врач обещает это пациенту.

Споры о том, какими - большими или малыми - дозами лечить пациентов, как комбинировать препараты, чтобы не было побочного действия и как подавлять эти побочные действия, частично потеряют всякий смысл, если врач будет: 1) назначать лекарства достаточно осторожно, только в крайнем случае, помня, что даже не самая лучшая психотерапия зачастую безвреднее самого лучшего химического воздействия; 2) обязательно отдавать приоритет диете, различным режимным моментам, приемам настоев из трав и естественных пищевых продуктов, и т. д.; 3) никогда не будет равнодушным при назначении того или иного метода лечения: равнодушие (не говоря о прямых ятрогениях) сводит на нет всякое лечение - даже самое адекватное; 4) все, что делает врач, он делает ради больного. Врачи существуют лишь потому, что существуют пациенты. Не больные для врача, а врач для больных.

Это все азбучные истины, известные с тех пор, как возникла медицина, но именно в наше просвещенное время они нуждаются в постоянном реанимировании, так как многие медицинские работники забыли об этом, а это приводит к колоссальному росту числа ятрогений, низкой эффективности терапии, приглушению болезни, а не ликвидации ее и пр. Лишь возврат к больному, восстановление престижа врача с помощью самовоспитания, самоусовершенствования, повышения ответственности врача, его самостоятельности и т. д. сможет восстановить индивидуальный авторитет врача, который был так высок, когда медицина была так слаба по сравнению с нашей эпохой.

Если бы пациенты надеялись только на врачей, без конца друг с другом спорящих, подсиживающих, говорящих о коллегах только гадости, то все люди быстро бы помирали (в том числе и сами медики). Поэтому люди всегда искали и будут искать способы как помочь себе, как облегчить свои страдания, как предотвратить болезни. Стало быть, причины для самолечения, для придумывания новых методов терапии, идущих вразрез с консервативными взглядами ученых, всегда будут существовать. Бороться с ними нелепо и аморально.

Иное дело, разоблачать проходимцев, паразитирующих на людских бедах ради барышей или самоутверждения. Бывают эпохи, когда шарлатанам быстро дают по рукам или они не пользуются авторитетом в обществе. Однако, к сожалению, в конце каждого столетия эта публика поднимает голову, а в народе растет интерес ко всему мистическому, оккультному, эзотерическому. Порой этот интерес сходен с массовым помешательством (если могут сходить с ума отдельные люди, то почему то же самое не может происходить с большими группами людей и даже целыми народами?). Как вести себя медикам?

В любом случае медики, даже если медицина очень слаба или поставлена в невыгодные условия по сравнению со знахарями (как это, например, в России в конце XX столетия), должны бесстрашно бороться с проходимцами, жирующими на несчастьях людей. Медики должны постоянно и брезгливо напоминать обществу о существовании жуликов, аферистов и прочих негодяев, задуривающих людям головы и вытягивающих из них последние крохи. Неважно, в какой сфере подвизается тот или иной проходимец - для приличных людей он всегда должен оставаться проходимцем.

Кратко охарактеризуем (исходя из того, что эта книга в первую очередь предназначена практическому врачу) те психотропные препараты, которые используются при лечении системных психоневрологических расстройствах в детском и подростковом возрасте и которые в дальнейшем мы будем упоминать.

Из нейролептиков используются немногие препараты.

Френолон в некоторых случаях применяется как легкий стимулятор, снимающий сверхценные образования, страхи и другие симптомы, которые встречаются на этапе невротического состояния и на этапе невротического формирования характера и
личности. Препарат выпускается в Венгрии, содержит в одной таблетке 5 мг, в упаковке 50 таблеток. В сутки назначается в среднем 5-10 мг. Мы ни разу не назначали его с корректорами и ни разу не наблюдали экстрапирамидных нарушений - быть может, и потому, что он часто назначался вместе с ноотропами, обладающими, как известно, антипаркинсоническим действием.

Тиоридазин (в Венгрии, Югославии и Индии выпускается под названием меллерил, в Польше - под названием сонапакс) - прекрасный модификатор поведения, не обладающий побочным действием. Во всех случаях гипердинамии и других нарушений поведения разного генеза он высокоэффективен. Выпускается в таблетках по 10,25 и 100 мг. Может назначаться в течение нескольких лет, однако чем дольше его принимают, тем слабее эффект - еще и потому, что ребенок растет и требует увеличения доз.

Особо следует отметить франко-швейцарский препарат неулептил - это классический корректор поведения, снимающий агрессивность, расторможенность, нарушение влечений. Хорошо переносится - особенно больными без выраженных признаков психоорганического синдрома. Особенно эффективен (как и тиоридазин и другие препараты этого типа) при лечении системных психоневрологических нарушений на фоне дисгармонического инфантилизма, гипердинамии и ряда психопатических и психопатоподобных расстройств. Выпускается в капсулах по 10 мг и во флаконах (4% раствор, в 1 капле содержится 1 мг препарата).

В нашей стране продается хлорпротиксен (Чехословакия), обладающий антианксиозным и снотворным действием, он эффективен при фобиях и других невротических переживаниях, протекающих с нарушениями сна. Хлорпротиксен выпускается в таблетках по 50 г (в упаковке 50 таблеток) и назначается в детском и подростковом возрасте по 1/4 табл. 2-3 раза в день, а иногда по 1/2 табл. 2-3 раза в день или вечером по 1/2-1 таблетке.

Галоперидол - незаменимый препарат для лечения некоторых форм болезни генерализованных тиков и гипердинамии. Он выпускается в таблетках по 1,5 и по 5 мг (в упаковке по 50 таблеток). Препарат требует корректоров, назначается до еды.

Этаперазин (трилафон) высокоэффективен при лечении неврозоподобных тиков и особенно трихофрении и рвот разного происхождения. Он не назначается на пустой желудок. Побочных действий от его применения мы не наблюдали: может быть от того, что использовали малые дозы и всегда в сочетании с панангином, ноотропилом и другими
препаратами антипаркинсонического действия. Этаперазин выпускается в таблетках по 4, 6 и 10 мг, в упаковке 50, 100 и 250 таблеток.

Хорошо снимает тревогу и страхи (особенно невротические) алимемазин (терален - Франция). Он выпускается в таблетках по 5 мг. Каких-либо побочных действий от использования этого препарата мы не замечали.

При страхах разного происхождения и многочисленных комплексуальных переживаниях высокоэффективен также сульпирид или эглонил (Югославия). Он выпускается в таблетках по 200 мг ("эглонил-форте"), в упаковке 12 табл.

Вышеперечисленными препаратами фактически и исчерпывается использование нейролептиков в лечении системных психоневрологических расстройств у детей и подростков. Зато другие группы психотропных средств используются значительно чаще.

Из транквилизаторов широкое применение нашли следующие препараты.

Хлозепид или хлордиазепоксид (либриум - Франция, Швейцария; элениум - Польша; напо-тон - Румыния) снимает невротическое напряжение, беспокойство, раздражительность, асомнию. Он выпускается в дозе 5 мг в таблетке (в упаковке 50 таблеток). Вызывает снотворный эффект, поэтому школьникам перед занятиями не назначается.

Диазепам (сибазон - Россия, реланиум - Польша, седуксен - Венгрия, апаурин - Югославия) - один из наиболее популярных транквилизаторов, широко используемый в пограничной психиатрии. Он снимает страхи, тревогу, обладает мощным снотворным действием. Во многих отношениях похож на хлозепид, но более слаб (осложнения и противопоказания одинаковы). Выпускается в таблетках по 5 мг, в упаковке 50 таблеток. У некоторых подростков мы наблюдали привыкание к препарату и использование его в дальнейшем с целью наркотического эффекта. Поэтому мы назначали диазепам в редких случаях - либо на ночь, либо для одномоментного снятия крайнего эмоционального напряжения. Зато нозепам (тазепам - Польша, адумбран - Югославия) не имеет недостатков диазепама и хлозепида, он не вызывает снотворного эффекта и нарушений трудоспособности, но и антиневротическое действие его слабее. Выпускается в таблетках по 10 мг каждая, в упаковке 50 таблеток.

Похож на нозепам грандаксин (тофизопам), выпускаемый в Венгрии (в таблетке 50 мг, в упаковке 50 таблеток) (Буянов М. И. Об использовании грандаксина в пограничной психиатрии детского возраста. В кн.: Научно-практическая конференция по неврологии и психиатрии. 19-20 июля 1988 г. Одесса, 1988, с. 6). Это эффективный вегетостабилизатор, хорошо снимает тревогу, чувство страха и напряжения, не вызывает снотворного эффекта, не снижает работоспособность. Аллергий и других побочных действий грандаксина мы не наблюдали, хотя и применяем его не менее 10-12 лет. (Публикаций и даже упоминаний об использовании грандаксина в детском возрасте мы не встретили, хотя этому препарату посвящено много статей. В частности, грандаксину отведен весь первый номер журнала "Венгерская фармакотерапия" за 1985 год, затем статьи об этом препарате стали появляться все реже: 3. Г. Костюнина, В. Ю. Елецкий, А. Ф. Маслова. Применение грандаксина в лечении неврозов. Венгерская фармакотерапия, 1985, № 2, с. 66-70;
Г. Я. Долгопятов, Ф. П. Космолинский, Л. Л. Леликова. Исследование и применение грандаксина в лабораторном эксперименте, амбулаторной практике и неврологической клинике. Там же, 1985, № 3, с. 79-84; Г. А. Старцев, Р. Н. Викина, А. А. Викин,
Г. К. Гончаренко, О. В. Лозовицкий, А. И. Сурина. Опыт применения грандаксина в психиатрической и наркологической практике. Там же, 1986, № 1, с. 29-30.

Выводы, к которым мы пришли, используя грандаксин на детях и подростках, практически не отличаются от выводов, к которым пришли авторы указанных публикаций, с той лишь разницей, что мы использовали дозы наполовину или на две трети меньшие, чем при лечении взрослых пациентов).


Близок к грандаксину другой мягкий транквилизатор гиндарин, он выпускается в таблетках по 50 мг, в упаковке 50 таблеток. Побочных действий этого лекарства мы не замечали.

Мепробамат (мепротан, андаксин) - один из первых транквилизаторов, действует недолго и неэффективно, в самостоятельном виде применение мепробамата ощутимой пользы больному не приносит, однако отсутствие побочных действий и снотворного эффекта делает препарат удобным для плацеботерапии и для комбинации его с более сильными транквилизаторами, действие которых мепробамат усиливает. Выпускается в таблетках по 0,2 г, в упаковке 20 таблеток.

Что касается амизила - когда-то весьма популярного транквилизатора - то он немногим отличается по транквилизирующему действию от мепробамата, но достаточно эффективен при невротических тиках. Выпускается в таблетках по 1 мг и 2 мг, в упаковке 50 таблеток.

При лечении детей и подростков с системными психоневрологическими расстройствами широко используются некоторые антидепрессанты.

Наиболее часто применяются имизин (имипрамин, мелипрамин) и амитриптилин (триптизол). Последний выпускается в таблетках по 25 мг. Венгерский мелипрамин (франко-швейцарский тофронил) значительно более мощный, чем амитриптилин; расфасовка и дозировка последнего такая же, как и мелипрамина; такая же дозировка и расфасовка и азафена, пока еще не нашедшего широкого применения в пограничной психиатрии детского и подросткового возраста. Он широко переносится, почти не вызывает побочных действий, мы применяли его при лечении неврозоподобного ночного недержания мочи и отмечали его высокую эффективность. По своему антидепрессивному действию азафен слабее мелипрамина, но зато и менее токсичен.

То же следует сказать и о пиразидоле, выпускаемом в таблетках по 25 мг и 50 мг (в упаковке 50, 100, 500 таблеток).

Из психостимуляторов мы широко используем препараты кофеина, а также сиднокарб и близкий к нему сиднофен (оба выпускаются в таблетках по 5 мг). Эти лекарства не даются лицам с гипердинамией, психопатоподобными проявлениями, а также получающим мелипрамин, амитриптилин и азафен.

Большую роль в лечении системных психоневрологических расстройств у детей и подростков принадлежит ноотропам. Термин этот предложен в 1972 году и объединяет собою множество препаратов, улучшающих психические процессы, повышающих физиологический тонус. Все они назначаются курсами по 2-4 месяца каждый, даются чаще до еды 1-3 раза в день (но не перед сном), эффект становится явным через 15-20 дней.

Первым ноотропом, который стал широко использоваться в нашей стране, был аминалон (гаммалон), он выпускается в таблетках по 0,25 г, в упаковке 100 таблеток. У аминалона есть одно свойство, которое непременно следует учитывать: иногда он вызывает растормаживающее действие. Поэтому детям и подросткам с двигательной расторможенностью и усилением влечений его не следует давать, а если давать, то с нейролептиками.

В отличие от аминалона пирацетам (ноотропил) растормаживающим действием почти не обладает. Этот хорошо переносимый, высокоэффективный препарат выпускается в таблетках по 0,2 г (в упаковке 60 или 120 таблеток) и в капсулах по 0,4 г (в упаковке 60 капсул).

Более мягким, чем пирацетам, является пантогам, он назначается после еды. Пантогам высокоэффективен при разного происхождения тиках, при умственной отсталости. Отличительным свойством пантогама является его противосудорожное действие. Выпускается этот препарат в таблетках по 0,25 и 0,5 г, в упаковке 50 таблеток.

В конце 1960-х годов в Советском Союзе был выпущен препарат фенигама, ныне известный под названием фенибут. Это прекрасное лекарство, во многом похожее на пантогам. Фенибут одновременно и успокаивает, и стимулирует психические процессы, и снимает тики различного происхождения. Препарат широко используется в детском возрасте. Выпускается в таблетках по 10 мг и 25 мг, в упаковке 50 таблеток.

Пиридитол (энцефабол - Индия) в отличие от пирацетама нередко вызывает двигательную расторможенность и поэтому в детском и подростковом возрасте применяется при лечении пациентов без предрасположенности к двигательной расторможенности. У больных со склонностью к головным болям органического генеза энцефабол порой учащает и усиливает головную боль. Пиридитол выпускается в таблетках по 5, 10 и 20 мг - в упаковке 60 таблеток.

Индийский энцефабол выпускается в драже по 10 мг (в упаковке 100 таблеток и в виде сиропа, содержащего в 1 чайной ложке сиропа (5 мл) 10 мг энцефабола. Во флаконе 200 мл.

Необходимо помнить, что аминалон, энцефабол и пирацетам могут приводить к судорогам у лиц, предрасположенным к судорожным припадкам.

Немецкий препарат церутил хорошо переносится, этот легкий ноотроп выпускается в таблетках по 10 мг, в упаковке 50 таблеток.

Помимо указанных препаратов пишущий эти строки широко использует в тех же целях, что и ноотропы, венгерские препараты стугерон (циннаризин - Болгария) и кавинтон (випроцетин)'- препараты, улучшающие мозговое кровоснабжение и поэтому повышающие психический тонус и снижающие головные боли, столь частые в детско-подростковом возрасте из-за гипертензионно-гидроцефальных нарушений и церебрастении. (Буянов М. И. Опыт применения кавинтона. В кн.: Научно-практическая конференция, посвященная организации и лечению больных. Одесса, 1988, с. 6).

Стугерон выпускается в таблетках по 25 мг, в упаковке 50 таблеток. Препарат дается во время еды или сразу после нее, обычно в течение 2-3 недель. Обладает антиаллергическим действием. Кавинтон выпускается в таблетках по 5 мг, в упаковке 50 таблеток. Он дается в течение 2-3 месяцев по 1-3 таблетки в день, 1-3 курса в год. Препарат особенно эффективен при астено-апатических и астено-адинамических состояниях различного происхождения. Он улучшает циркуляцию крови в сосудах головного мозга и тем самым нормализует некоторые психические процессы, придает активность и бодрость, улучшает память.

Общеуспокаивающим и дегидратирующим действием обладает микстура с цитралем, она дается по одной чайной ложке 2-3 раза в день после еды в течение двадцати-тридцати дней, в год можно проводить 4-5 курсов. Примерно так же действует и трава чистотела (Herba chelidonii majoris).

Выписывается микстура с цитралем следующим образом:
Rp.:

Sol. Citrali 1% - 10,0
Magnesiae sulfatis - 10,0
Sol. Glucosae 20% -300,0

MDS no 1 чайной ложке 2-3 раза в день после еды в течение 20 дней.

Фосфаден (витамин В8) - фрагмент аденозин-трифосфорной кислоты (АТФ). Фосфаден выпускается в таблетках по 25 мг, в упаковке 30 таблеток. Мы применяли фосфаден по 25 мг дважды в день в течение 10-15 дней, три таких курса ежегодно. Показания те же, что и для ноотропила.

Практическому врачу полезно будет напомнить некоторые лекарства, без которых трудно представить лечение детей и подростков с системными психоневрологическими расстройствами. Прежде всего, упомянем бромистые препараты, которые еще в недавнем прошлом были едва ли не единственными при лечении неврозов.

Бром выпускается в виде натриевого и калиевого порошка, а также бромкамфоры. Все они оказывают выраженное успокаивающее действие, детям назначаются в виде 1-2% раствора по 1-2 чайной ложке в день (бромкамфора выпускается в таблетках по 0,25 г и по 0,15 г, дается по 1/2 таблетке 2-3 раза в день).

В. М. Бехтеревым в конце XIX столетия была предложена микстура, носящая его имя.
Rp.:

Inf. herb. Adonis vernalis 6,0:180 ml.
Natrii bromidi 6,0
Codeini phosphatis 0,2

MDS no 1 чайной ложке два раза в день.

В 1870-х годах Жан-Мартэн Шарко предложил микстуру, носящую его имя:

Rp:

Natrii bromidi 4,0
Codeini phosphatis 0,5
T-rae Convallariae
T-rae Valerianae aa 10,0
Aq. destill. ad 200,0

MDS no 1 чайной ложке 2 раза в день.

Следует подчеркнуть, что бромистые препараты снижают влечения, поэтому они эффективны при разного рода мастурбациях, синдроме ускоренного полового развития и всевозможных перверзиях.

Калия бромид используется в детском возрасте при внутричерепной гипертензии, сочетающейся с раздражительностью, возбудимостью и двигательной расторможенностью. Выпускается в порошках и таблетках по 0,5 г.

С незапамятных времен как седативные средства применяют корень Валерианы, траву пустырника, траву пассифлоры и др. травы. Приведем несколько прописей этих трав в приложении, естественно, к детям и подросткам.

Rp.:

Inf. rad. Valerianae 20,0:200 ml.
T-rae Leonuri 20 ml.
MDS no 1 чайной ложке 2-3 раза в день после еды.

Rp.:

Tab. Extr. Valerianae abductae 0,02
Dtd № 50
S no 1 таблетке 2-3 раза в день.

Rp.:

Inf. herb. Leonuri 15,0
Aq. destill. 200 ml.
DS по одной чайной ложке 2-3 раза в день.

Rp.:

Extr. Leonuri fluidi 25 ml.
DS no 20 капель 2-3 раза в день.

Rp.:

Extr. Passiflorae fluidi 25 ml.
DS no 10-15 капель 2-3 раза в день.

В Чехословакии выпускаются успокаивающие смеси валоседан и пассит (новопассит), высокоэффективные при лечении маленьких детей, даются они по 1 чайной ложке 1-2 раза в день в течение 20-30 дней при раздражительности, возбудимости, диссомниях.

Валоседан включает в себя настойки хмеля, боярышника, ревеня, экстракт Валерианы и т. д. Пассит состоит из экстракта Валерианы, зверобоя, боярышника, хмеля.

Нужно помнить также об эффективном препарате снотворного действия нитразепаме, выпускаемом в Венгрии под названием эуноктин, в Германии - под названием радедорм, в Югославии - под названием могатон.

Нитразепам выпускается в таблетках по 5 мг, в упаковке 20 таблеток. Нитразепам широко используется при лечении диссомний, а также для медикаментозного сна при лечении разных форм речевой патологии, сопровождающихся заиканием.

Продолжительность первого этапа лечения в среднем составляет 30-45 дней. Этот этап состоит из нескольких периодов (всякое деление подобных сложных и взаимопереплетающихся процессов в высшей степени условно и приблизительно): период диагностики, основной задачей которого является установление ведущего и сопутствующих клинических синдромов и определение нозологической принадлежности.

Продолжительность этого периода различна, обычно не превышая 6-9 дней. За это время пациент проходит клиническое обследование, а также обследование с помощью параклинических методов (включая биохимические анализы мочи и крови, специфические реакции, ЭЭГ, рентгенокраниографию и т. д.). По нашему убеждению, в любом случае этот период должен проходить не в стационаре, а амбулаторно, чтобы можно было более экономно использовать больничные койки и сразу же после стационирования - если она необходима - переходить к периоду общеукрепляющей и общеуспокаивающей терапии.

Он должен проводиться в первую очередь в амбулаторных условиях или в специализированных стационарах по лечению детей и подростков с пограничным нервно-психическим заболеванием типа психоневрологических санаториев для указанного контингента пациентов или специализированных отделений в рамках детской психоневрологической больницы, а также санаторно-лесных школ, медико-педагогический персонал которых знаком с основами психотерапии и лечебной педагогики.

Лечение церебрастенического и гипердинамического синдромов.

Примерная продолжительность периода общеукрепляющей и общеуспокаивающей терапии около 25-30 дней и включает в себя в первую очередь снятие симптомов церебрастении и гипердинамии. Ведь чаще всего системные психоневрологические нарушения возникают на фоне признаков резидуально-органической патологии центральной нервной системы, проявляющейся двумя универсальными неспецифическими способами реагирования - церебрастеническим и гипердинамическим синдромами. Оба расстройства нуждаются в длительном и серьезном лечении, в результате которого многие системные психоневрологические нарушения, как уже упоминалось, могут ликвидироваться или резко уменьшаться безо всякого воздействия, направленного конкретно на заикание, недержание мочи и кала и пр.

Как лечить таких пациентов независимо от того, какой вид системного психоневрологического расстройства возник на фоне церебрастении или гипердинамии?

Всякое лечение начинается с назначения адекватной диеты и распорядка дня. Больные церебрастенией должны меньше употреблять жидкости (особенно перед сном), предпочитать молочные продукты, богатые кальцием, магнием и т. д. Они нуждаются в дополнительном количестве калия, которого много в сухофруктах (изюм, курага, чернослив и т. д.). Иногда калий можно добавлять в виде 1 % йодистого калия по одной ложке (в дошкольном возрасте - чайной, в школьном - десертной, в подростковом - столовой) один раз в день. Йодид калия лучше запивать молоком или разбавлять в молоке, а потом выпивать. Это лечение проводят курсами в течение 3-4 недель 2-3 раза в год. Если больной не любит молочные продукты, ему следует 2-3 раза в год проводить курс лечения глюконатом кальция по 0,25-0,5 г 2-3 раза ежегодно. Курс длится около 2-х месяцев.

При остаточных явлениях раннего органического поражения центральной нервной системы целесообразно проводить профилактику нейроинфекций и черепно-мозговых травм. Таким больным категорически запрещают заниматься футболом, боксом, хоккеем и другими видами спорта, при которых неминуемы ушибы головы и сотрясения мозга. Такие дети должны избегать жары, духоты, длительной езды в транспорте. Они должны больше и чаще спать. Два раза в год они нуждаются в проведении дегидратационной терапии, направленной на уменьшение ликворной гипертензии.

Обычно в конце второй, а также в третьей и четвертой учебных четвертях школьникам с признаками повышения внутричерепного давления (если симптомов гипертензии нет, то незачем проводить дегидратацию) через день вводят внутримышечно 5-10 мл 25% раствора сульфата магния. Число инъекций колеблется от 10 до 15 на курс. Если это плохо помогает или по каким-то причинам препарат вводить трудно, следует перейти к дегидратации с помощью диакарба (фонурит, диамокс). Последнюю проводят следующим образом: 0,125- 0,25 г диакарба дают ежедневно в течение 3-х дней (обычно один раз в день, чаще во время обеда), затем перерыв делают на 3-4 дня и после этого дают препарат еще 3 дня: весь курс длится от недели до месяца.

При гипертензионных головных болях помогают не только обычные анальгетики, но и некоторые препараты типа триампура: по одной таблетке (25 мг) больной принимает в течение 1-2 дней.

У маленьких детей при водянке головного мозга иногда определяется симптом разбитого горшка - при перкуссии черепа раздается своеобразный дребезжащий звук, чем-то напоминающий звук разбитого горшка. После проведения антигипертензионного лечения симптом разбитого горшка часто исчезает.

Хорошо восстанавливает сон, снимает раздражительность, несдержанность, агрессивность, возвращает душевную стабильность и уравновешенность следующий настой: нужно взять 15 г корня Валерианы, столько же хмеля (шишки), 30 г перечной мяты, 30 г травы пустырника, все это залить двумя стаканами воды, прокипятить 10 мин., затем процедить и остудить; это количество в день выпивать за 3-4 раза. Так принимать 10-15 дней.

Дегидратирующее и одновременно успокаивающее действие оказывают лечебные микстуры, среди которых наиболее распространены микстура с корнем Валерианы и микстура с цитралем. Используют и мочегонный чай: смешиваются листья толокнянки, корень солодки и цветы василька; одну столовую ложку этой смеси помещают в стакан, заливают кипятком, настаивают 1-2 ч, процеживают и принимают по одной ложке (чайной, десертной или столовой в зависимости от возраста) 2-3 раза в день, но последний прием должен быть не позже чем за 2-3 часа до отхода ко сну (у больных энурезом - за 3-4 часа).

Все пациенты с церебрастенией нуждаются в длительном приеме аскорбиновой кислоты и ее производных. Дважды в год им следует проводить внутривенные вливания 40% глюкозы с аскорбиновой кислотой. Обычно делают 10-15 инъекций через день; в шприц набирают 5-10 мл глюкозы и 1-2 мл. аскорбиновой кислоты.

Во Франции и в других странах Европейского экономического сообщества выпускается много препаратов антиастенического и седативного действия. В основном это наборы витаминов и аминокислот. Выпускаются они в драже и в ампулах (флаконах). Последние содержат по 5 или 10 мл препарата. Ребенок до 7-8-летнего возраста выпивает обычно пять мл в сутки, курс длится 30-60 дней. Более старшие пациенты выпивают препарат в количестве 10 мл в сутки.

Назову несколько подобных лекарств: динерваль, жериастен, глютадуз, ризатарун, бекозим, дигесталь, глютаминол.

Все они применяются не только с целью снять астению разного происхождения, придать бодрость и энергию, но и улучшают память и увеличивают сообразительность, поэтому широко используются в комплексе лечения умственной отсталости, последствий травм головы, инсультов и т. д.

Впрочем, эти препараты западноевропейцы используют относительно редко, ибо хорошо питаются, у них нет того катастрофического экологического положения, хронического недоедания населения, пьянства и использования суррогатов, которые в конце XX столетия уродуют генофонд советского народа, приводят к резкому увеличению числа пациентов с внутриутробной патологией. Ни в одной стране мира нет такого обилия родовых травм, как в Советском Союзе; родовые травмы, за малым исключением, обусловлены низкой квалификацией акушерок.

Всем больным с церебрастенией требуется дополнительное количество препаратов железа (таблетки Бло, железо-лактат, железо-глицерофосфат, ферро-гематоген). Эффективны внутримышечные вливания церебролизина (обычно 20-30 инъекций по 1 мл), а также прием апилака (ежедневно по 10 мг 2 раза в день сублингвально в течение 10-15 дней),
фосфрена, липоцеребрина, пантогама, пирацетама, кавинтона, энцефабола, ноотропила стугерона, сухих дрожжей, поливитаминов и т. д.

В качестве примера рассасывающей терапии можно назвать подкожные инъекции экстракта алоэ (по 0,5-1 мл на курс 10-15 инъекций через день), стекловидного тела (подкожно по 2 мл через день, 10-15 инъекций и т. д. Эффективны подкожные вливания ФиБСа (название этого биогенного стимулятора образовано от фамилий создателей лекарства: Филатова В. П., Бивер В. А. и Скородинской В. В.). Вводят по 1 мл ежедневно в течение 25-30 дней, один-два раза в год. Всем больным необходимы водные процедуры: хвойные или углекислые ванны, плаванье, лечебный душ и т. д.

Естественно, что послеобеденный сон, разумное чередование нагрузок и периодов отдыха, исключение ушибов головы, периодически проводимое общеукрепляющее, рассасывающее и дегидратационное лечение, диета и т. д. в сочетании с большими компенсаторными возможностями растущего детского организма приводят к тому, что признаки церебрастении постепенно редуцируются и тем самым уменьшаются проявления невротических и неврозоподобных нарушений, а также снижается риск появления у этих пациентов и других заболеваний. Ликвидация остаточных явлений раннего органического поражения центральной нервной системы и есть важнейшая сторона профилактики системных психоневрологических нарушений.

Гипердинамию лечат тиоридазином, назначая его по 10-25 мг на прием 2-3 раза в день, пока это расстройство не ликвидируется либо заметно не уменьшится. Если гипердинамия сочетается с эйфорией, дурашливостью, следует назначать аминазин по 25 мг несколько раз в день. В тех случаях, когда двигательная расторможенность носит хаотический характер и имеются нарушения влечений (бродяжничество, воровство, употребление наркотиков, сексуальные отклонения и пр.), т. е. речь идет о психопатоподобном синдроме, необходимо сочетать указанные препараты с неулептилом (по одной капсуле 2-3 раза в день или по 4 капли 2-3 раза в день).

Однако и аминазин и неулептил вызывают побочные действия в виде паркинсоноподобного (нейролептического) синдрома, поэтому их необходимо назначать с корректорами (циклодол, ромпаркин, паркопан) или с препаратами сходного действия (панангин, пирацетам и т. д.). Побочные явления легко возникают не только от того, что эти препараты следует давать длительное время и в больших дозах, но в первую очередь потому, что эти пациенты страдают органической церебральной патологией (хотя и резидуальной). Обычно нейролептики принимают курсами: 1-2 месяца приема препарата сменяются перерывами на 4-5 месяцев, потом лечение повторяют.

Если на первый план выходит не гипердинамия, а апатия, адинамия или дистимия, то таким пациентам наряду с общеукрепляющим, дегидратирующим и рассасывающим лечением необходимо принимать препараты тонизирующего действия: витамины группы В и т. д. Инъекции витаминов группы В следует проводить весьма осторожно, ибо эти препараты склонны усиливать моторную расторможенность и возбудимость, что необходимо учитывать при терапии детей и подростков с ранней органической дефицитарностью головного мозга.

В то же время витамины группы В показаны при воздействии на пациентов с пониженным жизненным тонусом, вялостью, инертностью и другими расстройствами, не сочетающимися с признаками моторной расторможенности. С этой же целью мы применяли аминалон, нуредал, азафен, сиднокарб и некоторые другие стимуляторы, а также препараты, оказывающие, помимо прочих, и стимулирующее действие (френолон).

Однако использование препаратов с более или менее выраженным компонентом психической и физической стимуляции должно быть осторожным и назначать их необходимо, как правило, в конце этапа восстановительной терапии, когда следует активизировать личность.

Имеются указания (Siassi I. Lithium treatment of impulsive behavior in children "I. clin. Psychiat." 1983, N 12, p. 482-484), что применение солей лития способствует редукции вспышек импульсивного поведения и двигательной расторможенности. Однако часто отмечается плохая переносимость соли лития, поэтому использовать соли лития для лечения гипердинамии малообоснованно тем более, что имеются куда более адекватные препараты в виде тиоридазина, неулептила, галоперидола и аминазина.

При наличии эпилептиформного синдрома и других проявлений раннего органического поражения центральной нервной системы необходимо также проводить соответствующее лечение. Что же касается использования конкретных препаратов при лечении конкретных системных психоневрологических расстройств, то эти вопросы будут отражены ниже.

Сейчас же отметим, что в Советском Союзе имеется некоторый крен в сторону более частого использования фармакотерапии в ущерб психотерапии. (Как бы автор не ратовал за использование психотерапии - и это кредо пишущего эти строки - нельзя впадать в крайности и все сводить к психотерапии. В частности, хотя при болезни Жиля де ля Туретта психотерапия играет большую положительную роль, все же главным является в лечебном комплексе медикаментозная терапия, это и несколько выделяет это расстройство из группы системных психоневрологических расстройств.

Попутно хотел бы отметить, что взгляды ученых непостоянны, они меняются в зависимости от новых данных. Например, долгие годы считалось, что ликворная гипертензия требует активной дегидратации - в наши дни это мнение разделяется далеко не всеми исследователями, а некоторые считают, что в большинстве случаев ликворная гипертензия носит компенсаторный характер и не требует интенсивного лечения).

В большинстве западноевропейских и американских национальных школ и у следующих по их пути психиатров государств других регионов отмечается противоположная крайность, показателем которой является, в частности, обсуждение ряда вопросов на VI Всемирном конгрессе психиатров, проходившем в августе 1977 года на Гавайских островах.

В рамках конгресса работало множество симпозиумов, один из них был посвящен значению медикаментозной терапии при лечении детей и подростков.
Открывая симпозиум, известный западногерманский детский психиатр профессор Г. Ниссен отметил, что совсем еще недавно использование психофармакологии в детской психиатрии считалось чем-то предосудительным, запретным, аморальным. Сейчас же без этого невозможно представить современную детскую психиатрию.

Использование психотропных средств зависит от диагноза, но диагноз не должен быть чем-то поверхностным и прямолинейным. В диагнозе должны отражаться, по Е. Essen-Moller: 1) ведущий синдром; 2) личность больного; 3) течение болезни; 4) активность динамики заболевания, темп манифестации и т. д.; 5) все компоненты этиологии и патогенеза заболевания.

Г. Ниссен призвал детских психиатров обязательно комбинировать психофармакологию и психотерапию. Тут все крайности плохи, без комплексности лечения толку не будет.

Затем выступил известный психиатр из Токио профессор К. Макита. Тема его доклада "Основные клинические аспекты медикаментозной терапии в детской психиатрии". Он привел мнение Лео Каннера о том, что в каждом случае психиатрическое лечение ребенка или подростка должно включать 5 этапов, основанных, главным образом, на психотерапии: 1) облегчение состояния больного с помощью медикаментов или психотерапии; 2) отвлечь больного, даже ценой рассказа ему всяческих сказок; 3) заставить больного исповедаться, покаяться и тем самым как бы облегчить свои переживания; 4) необходимо как бы переучить больного, изменить его отношение к себе и к окружающему миру;
5) необходимо любой ценой снять эмоциональное напряжение пациента, нужно научить его расслабляться, отдыхать. Достигнуть всего этого можно лишь в одном случае: если в лечении ребенка или подростка будет принимать участие не только врач, но и психолог, педагог, родители пациента и он сам.

По К. Макита, никогда нельзя забывать и о парадоксальном действии некоторых препаратов, учитывая, что подавляющее большинство маленьких пациентов страдают аллергией, невропатией, органическим повреждением головного мозга. Нигде, кроме детской и подростковой психиатрии, эффект пустышки (плацебо-эффект), не может приносить больше пользы, поэтому его следует максимально широко использовать.

Большинство препаратов, подчеркнул К. Макита, не обладают специфическим действием, спектр их очень широк, поэтому они могут применяться едва ли не при всех заболеваниях детской психики. Однако среди них встречаются и лекарства узкого действия, используемые лишь при конкретных заболеваниях. В качестве примера подобных препаратов японский ученый привел галоперидол, наиболее эффективный при лечении синдрома Жиля де ля Туретта, и имипрамин (тофронил, мелипрамин), безошибочно помогающий при лечении некоторых видов ночного недержания мочи.

Канадские психиатры Л. Хечтман и Г. Уэсс выступили с сообщением о лечении гиперактивных детей. Они начали свое выступление с утверждения, что в современной психологии и психиатрии детского возраста далеко не все исследователи рассматривают двигательно расторможенных детей в качестве больных. В 1975 году в Лондоне даже вышла монография под названием "Миф о гиперактивном ребенке" (авторы P. Schrag и D. Divovy). Миф мифом, но дети с гипердинамическим синдромом существуют и от них никуда не денешься. Многие исследователи растворяют гипердинамию в синдроме минимальной мозговой недостаточности, в различных других понятиях: тут зачастую имеет место даже не синдромологический подход, а симптоматический.

Авторы исследования отбирали пробандов на основании следующих признаков: 1) у пациентов была выраженная гиперактивность; 2) большая слабость внимания; 3) импульсивность; 4) плохая обучаемость в школе при хорошем интеллекте; 5) крайняя эмоциональная лабильность.

У всех больных отмечались остаточные явления раннего органического поражения головного мозга, у всех был нормальный интеллект, но невыносимое поведение. Причинами указанной патологии были наследственные и органические вредности. Всех их лечили не блокаторами ретикулярной формации, а трициклическими антидепрессантами. В частности, использовался популярный в Северной Америке метилфенидат (риталин) в дозе 20-40 мг в день.

Пока детям давали этот препарат, их поведение упорядочивалось. Как только переставали давать - гиперактивность вновь давала себя знать. Механизмы хорошего влияния препарата при этом расстройстве авторы не обсуждают.

Доклад канадских врачей вызвал оживленную дискуссию, участники которой разошлись во мнениях по поводу следующего обстоятельства: как известно, к 18-24 годам у подавляющего большинства лиц, отличавшихся в детстве крайней моторной расторможенностью, гипердинамика бесследно проходит зачастую без всякого лечения. Возникает вопрос, стоит ли лечить подобных детей, если, повзрослев, они неминуемо выздоровеют. И кого нужно лечить: нетерпеливых родителей или расторможенных детей?

Все-таки большинство дискутантов склонялось к мысли, что с лечением детей лучше повременить, если у родителей есть силы терпеть их расторможенность. Не случайно участники дискуссии все чаще вспоминали взгляд на гиперактивность как на миф, который не следует принимать всерьез.

Доклад лондонского детского психиатра Е. Фроммер был посвящен депрессиям в детском возрасте, которые автор рассматривала вне нозологической и порой даже синдромологической квалификации (подобный подход типичен для всех участников симпозиума). Больных лечили традиционными препаратами: ингибиторами МАО, трициклическими антидепрессантами и пр.

Во время дискуссии по этому докладу дискутанты постоянно обращали внимание на токсичность препаратов, спрашивали, нужно ли вообще лечить депрессии с помощью лития и других медикаментов, нельзя ли обойтись психотерапией? Складывалось впечатление, что участников дискуссии более всего беспокоили гипотетические побочные действия препаратов, чем необходимость излечения пациентов.

Японский психиатр С. Отахара выступил с сообщением: "Агрессивный ребенок". Он изучил 328 детей с нарушенным поведением, все они были распределены на 4 группы: первая включала 84 пациента с агрессивным поведением, вторая - 75 больных с деликвентным поведением (лживые, сексуально-невоздержанные и пр.), третья - 121 пациента с синдромом двигательной расторможенности, называемым автором гиперкинетическим синдромом, и, наконец, последняя группа состояла из 48 больных с гипокинетическим синдромом (они были вялы, заторможены, пассивны). Из 328 обследуемых лишь 73 были лица женского пола.

Основное внимание автор уделил состоянию лиц из первой группы. Им всем проводилось электроэнцефалографическое исследование: лишь у 4,8% на ЭЭГ не было выраженных отклонений от нормы. Тут следует отметить, что у всех 328 пациентов не было эпилептических нарушений или снижения интеллекта.

Помимо этого было исследовано 558 детей с эпилепсией: лишь у 17 из них было явно агрессивное поведение. Автор поэтому не ставит в зависимость агрессивность от судорожной готовности, но, тем не менее, рекомендует всех агрессивных детей лечить тегретолом: он давал по 100-400 мг тегретола в день в течение 2 мес. - 2 лет. Постепенно агрессивность проходила. Какой-либо корреляции между улучшением поведения и нормализацией ЭЭГ данных японский ученый не отмечает.

Выступление Г. Ниссена было посвящено "Пугливым детям". Он наблюдал 14 мальчиков и 10 девочек в возрасте (в среднем) 9,8 лет. Все они страдали склонностью к страхам, фобиям, пассивному поведению. По Г. Ниссену, страх может быть нормальной психической реакцией и болезнью. Автор обильно цитирует экзистенциалистов, утверждавших, что страх - это плата за свободу и т. д.

Но постепенно Г. Ниссен - клиницист уходит от философских рассуждений к реальным пациентам и показывает, что им свойственны бесчисленные системные психоневрологические расстройства, пониженное настроение, склонность к чрезмерной пугливости и паникерству. Он подчеркивает, что в раннем детстве у таких людей бывает страх всего чужого, иногда доходящий до степени симбиотического психоза в понимании Маргарет Малер. Автор лечил своих пациентов комбинацией тиоридазина с хлор-протиксеном, а также окспренололом (тразикором). (В отечественной психоневрологической литературе мы не встретили упоминаний об использовании этого лекарства. М. Д. Мошковский ("Лекарственные средства, часть I". M., 1986, с. 297-298) указывает, что окспренолол (тразикор) применяется при стенокардии, гипертонической болезни и т. д. Под названием "тразикор" выпускается в Венгрии, под названием "коретал" - в Польше). У 15 пациентов в результате лечения наступило явное улучшение, у 9 эффекта не было.

Судя по тональности дискуссий, по тому, как осторожно участники симпозиума использовали медикаментозную терапию, как постоянно делали упор на психотерапию, какое малое число наблюдений было у большинства из выступавших, по тому, с какой обстоятельностью участники симпозиума перечисляли возможные побочные действия препаратов - по всему этому не могло не сложиться впечатление, что психофармакология детского возраста еще не вошла во врачебный арсенал многих западных детских психиатров.

Медикаментозную терапию они рассматривают как нечто вспомогательное, сложное, грозящее непредсказуемыми последствиями, с моральной и профессиональной точки зрения двусмысленное. Все это не может не вызывать удивления детских психиатров нашей страны, давно и активно использующих фармакотерапию при лечении пациентов любого возраста. Конечно, все хорошо в меру и зависит от конкретного пациента: в одних случаях на первый план выходит психотерапия, в других - фармакотерапия. Все зависит от клиники, течения болезни, этапа динамики, личностных особенностей пациента и пр. Научиться совмещать фармакотерапию, психотерапию, трудотерапию и т. д. - вот в чем искусство врача, которое он постигает всю свою жизнь.

Третий период - период активирующей терапии - включал в себя воздействия, направленные на повышение жизненного тонуса личности, привитие ей вкуса к жизни. Решающую роль в этом периоде медицинской реабилитации играла психотерапия - комплекс приемов, направленных на ликвидацию различных нарушений (соматических, психических и т. д.) и состояний душевного дискомфорта с помощью психических методов воздействия.

Психотерапия, с одной стороны, является системой знаний, которой должны владеть все медицинские работники, а с другой - профессией, такой же самостоятельной, как хирургия, акушерство или физиотерапия. По мнению одних исследователей, психотерапия является частью психиатрии или невропатологии, по мнению других, она автономна от этих дисциплин.

При лечении системных психоневрологических расстройств используются все приемы психотерапии, однако удельный вес при лечении каждой клинической формы различен. Например, при терапии невротического недержания мочи и кала, заикания, тиков и т. д. чаще всего используются разнообразные виды суггестивной психотерапии: внушение в бодрствующем состоянии, внушение в предсонном состоянии; внушение в просоночном состоянии; внушение в гипнотическом состоянии (в состоянии сомноленции, в состоянии гипотаксии, в состоянии сомнабулизма); молниеносный гипноз, обычный гипноз, расширенный гипноз-отдых, наркогипноз, гипнонаркоз...

Используя психотерапию, специалист не должен забывать о правах человека. Например, один из методов суггестии - внушение в состоянии сна, пациент может и не знать, что его гипнотизируют. Разрешено ли психотерапевту использовать этот прием помимо воли пациента?
СССР - не только страна прекрасных врачей и отважных энтузиастов, люто ненавидимых собственной бюрократией. СССР - первое в мире государство, в котором психотерапия стала использоваться в карательных целях (например, в борьбе с политическими голодовками, которые проводил А. Д. Сахаров в начале 80-х годов в горьковской ссылке, когда КГБ СССР направляло к мятежному академику проф. В. Е. Рожнова и его сотрудников). Насколько морально заниматься бешеной саморекламой, спекулируя на людских заблуждениях и доверчивости тех, кто надеется, что врач не принесет пациенту вреда и, воспользовавшись его незнанием и болезнью, не станет выманивать у несчастного деньги?

В психотерапии нет и не может быть схем, требующих неукоснительного выполнения. Психотерапевты это не солдаты, действующие согласно уставу или команде сержанта; психотерапевты - это солисты, каждый из которых исполняет свою собственную партию с только ему присущими интонациями. В истории еще не было психотерапевтов, певших хором: как бы не оценивали это явление, но это факт и нет никаких оснований предполагать, что это положение в обозримом будущем изменится.

Чем талантливее психотерапевт, чем выраженнее в нем личностное начало и чувство профессионализма, тем меньше он склонен петь в профессиональном хоре, даже под руководством самого авторитетного хормейстера. Требовать от психотерапевтов единообразия, значит губить их как творческих личностей и как профессионалов.

Единомыслие психотерапевтов должно быть только в любви к больному, в стремлении ему помочь, в способности сохранять честность перед лицом фактов, в умении уважать коллег и не завидовать более удачливым. Единомыслие должно заключаться и в осознании, что каждый должен идти своим путем и не навязывать другим свои взгляды.


Продолжение публикации смотрите в этом же номере Московского Психологического Журнала.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология