психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 5
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Опыт применения гештальт-подхода в соматической клинике. Гронский А.В.
Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей – стоматологов. Л. И. Ларенцова.
Актуальность ретроспективного изучения массовых контагиозных явлений психического характера
Психодиагностика
Метод диагностики межличностных отношений ДМО. Собчик Л.Н.
Психотерапия
Терапия творческим самовыражением в работе психолога и христианского психотерапевта. М.Бурно.
Педагогическая психология
Побег подростков из дома. Психологическая коррекция аномального поведения. Евгений Вахромов.
Общая психология
Между свободой и принуждением. Евгений Вахромов.
К возможности рационализации представлений о психических и социальных процессах. С.Х.Урынбаев..
Спортивная психология
Использование "Якорения" как формата НЛП в работе тренера. Казаков Ю.Б., Саушева В.А., Шашурин П.И.
Политическая психология
О "брэнде" в политике. Сергей Ликанов.
О креативных группах и командах. Сергей Ликанов.
Психотехническая подготовка - одна из стратегических составляющих успешности избирательных кампаний. Сергей Ликанов.
Публицистика
Бесценные ценности или размышления о том, что делает нашу жизнь счастливой. Конон Ирина.
Программа-предложение к каждому, кто хочет жить с удовольствием, радуясь и освещая всё вокруг. Хузяхралов Дмитрий.
Советы
Психология - как к ней подойти. Конон Ирина.




Московский психологический журнал. №5

И.И.Щиголев "Ретроспектива психических заболеваний в России"

Глава V. "Актуальность ретроспективного изучения массовых контагиозных явлений психического характера"

Преобладающее число исследований, посвященных психическим эпидемиям в России, относится к концу XVIII века к периоду, когда личностное психоэмоциональное напряжение возрастало в ожидании необычного - как в природе, так и в обществе, в большей степени исходя из развития научно-социальной мысли. Становились популярными оккультные науки, мистицизм, различного рода прозорливцы, пророки, колдуны, маги и т.д., которые своими действиями усиливали процесс подобного напряжения, в особенности у лиц с истерическими проявлениями личностных особенностей. Психоконтагиозные явления, возникающие при этом, формировали мистико-магический настрой в обществе.

Изучая исторические корни психических и психосоциальных контагиозных явлений и понимая брутальность их негативного влияния на психическое состояние здоровья общества, специалисты, среди которых были Е.В. Пеликан (1872), И.М. Балинский (1895), В.М. Бехтерев (1908) и другие, пытались разобраться в этой проблеме. Констатировалось еще в начале текущего столетия определенное снижение уровня психического здоровья населения, в том числе и в нашей стране. Происходящий во многом под воздействием интенсивной социально-экономической динамики общественных отношений пересмотр существовавших идеалов, опасения за завтрашний день, вызывал стрессирующее состояние и тревогу у индивидуумов, что нашло фрагментарное отражение в работах А.Е. Личко (1992) и Ю.А. Александровского (1992), Ю.В. Попова и A. Vettera (1957).

Такие "загадочные явления общественной жизни", как кликушество, самоуничтожение, самоповреждение, бесоизгнание, тревожное ожидание "конца света" и пришествия "антихриста", всевозможные психозы войны и революции, вызывающие личностную зависимость, привлекали внимание ученых как с целью изучения причин возникновения, так и поиска путей их редуцирования.

Проявление психических эпидемий за последние десятилетия в России и за рубежом

Существенно идентичные явления в исторической жизни человечества повторяются только в несколько измененных формах. В современном российском обществе наблюдается активизация новозванных мессий в образе "Иисуса Христа" и "Бога живого", а также деятельности иностранных проповедников различного толка и влияния адептов (наиболее активных участников парарелигиозных сект), посещающих людные места, в том числе молодежи.

Определенным группам населения они пытаются внушить свои парарелигиозные тоталитарные учения, при этом, как правило, не проходя мимо апокалипсиса - "конца света". Тем самым вызывается состояние психоэмоционального напряжения в обществе. Естественно, из значительной массы людей находятся более внушаемые, имеющие интерес ко всему иррациональному, мистическому, которые, в свою очередь, индуцируют собственное окружение.

Используется состояние эмоционального напряжения, потеря доверия к окружающему, поиски чудесного в обыденном и духовная вялость части молодежи, в особенности у истерических и дисфункциональных личностей. Особо заинтересованы в этом лица (адепты), организовывая так называемый информационный психотерроризм и мотивируя наступлением вскоре третьего тысячелетия, которое объявлялось "концом света".

Тем самым у аудитории вызывается страх формированием тенденции к организации в обществе в большинстве случаев тоталитарных сект. В своей конечной основе - это секты, братства и другие формы аналогичных контактов, где происходит "манипуляция" психической деятельностью участников путем внушения им патологических идей, приводящих к саморазрушающему поведению.

Так, в Киеве в девяностых годах начала создаваться парарелигиозная организация "Белое братство", в которую стали привлекать молодых людей. Ее адепты, кроме внешних атрибутов - одежды, прически, поведения, распевания на улицах "молитв-мантр", для участников этого движения разрабатывали теоретическую основу своей организации, призывая к всеобщему покаянию и вселенской любви. Сотни молодых людей, в большей части подростки, истерической настроенности, стали исчезать из домов, превращаясь в бродяг, странствующих по стране, в среде которых регистрировались факты самоубийства на основе фанатической преданности "живому богу".

Главенствующим в их учении стояли призывы к необходимости оставить дом, семью, родителей и идти за "богом" - словом, предполагая насильственное формирование аутичной личности. Акт посвящения в секту основывался на сильном воздействии путем внушения необходимости выполнения требований и подготовки себя в жертву ради "живого бога" в ожидании "страшного суда".

Завербовав очередного индивидуума, секта направляла его на другое место жительства, тем самым создавая не только внешнее впечатление массовости движения "братьев и сестер", но и вызывая тем психоэмоциональное напряжение, страх ожидания, что в определенной степени способствовало сужению сознания, повышению порога внушаемости и формированию сверхценных идей, являвшихся важным фактором способности управлять всем личностным поведением после интенсивной ее психической обработки.

Этому во многом способствовали медитации, инициации, красочные одежды, музыка, шествия, ритуальные телодвижения, т.е. элементы воздействия, снижающие барьер критической оценки происходящего и способствующие усваиванию догмы новой веры как своих собственных суждений. Как видно, экзогенное психологическое воздействие начинало формировать личностные ассоциации паралогичной направленности.

Личность активизирующего ситуацию адепта, ее умение и способность влиять на участников эпидемического психоза, определяла актерские навыки. Опытная оценка слушателей, в основном проявляющих патологический интерес к происходящему, оказывала соответствующий эффект на окружающих участников.

Примером следует считать несостоявшееся в 1993 г. в Киеве самоубийство членов рассматриваемой секты, ожидавших внушенного адептами "конца света". Правоохранительные органы были вынуждены задержать около семисот участников этого движения.

Вскоре после ареста в Киеве Марии Цвигун (М. Деви Христос), скромно объявившей себя Иисусом Христом, в Россию явился новый адепт Сёко Асахара. Проповедуя "насилие над душами людей" и "конец света", он вовлекал в свои ряды в основном молодежь. Ему была предоставлена возможность использовать такие аудитории, как Дворец Съездов, спорткомплекс "Олимпийский", Дворец молодежи, где собирались тысячи людей. Кроме того, радиостанция "Маяк" и радио московского метрополитена многие дни рекламировали его учение.

В России известны теперь еще несколько новоявленных "живых Христов", в том числе Виссарион-Христос - сибирский художник; кореец С.М. Мун - благословенный некогда президентом СССР М.С. Горбачевым на деятельность в стране, проповедующий зачатие женщины только от него, как от бога; Жан Гавер - внедрявшийся в школы и внушавший "конец света", тем самым вызывая у детей психическую дисфункцию, личностную зависимость, приводящую к саморазрушающему поведению.

Использование организаторами в сектах психически не совсем здоровых людей, чье состояние являлось легко нарушаемым, в особенности под воздействием внушения в любой форме, еще более усугубляло негативность последствий рассматриваемых групповых контагиозных явлений душевного порядка в нанесении ущерба психическому здоровью людей.

В отечественной литературе и в различных архивных хранилищах страны за последние семьдесят лет сведений о периодически проходивших психозах эпидемического плана в России сохранилось крайне мало. Часть из них представляет собой источники "для служебного пользования" без права цитирования. Однако даже тот немногочисленный материал, выявленный в открытой печати, позволял сделать выводы о сохранившихся до наших дней эпидемических явлениях душевного характера, имеющих вековую историю.

Такое эпидемическое проявление "икоты" с мистической окраской во время совершения парарелигиозных обрядов, известное в России с XI века, наблюдалось в наши дни в Архангельской области на родине Иоанна Кронштадского, когда одновременно контагиозно было захвачено 146 человек, что отражает одну из проблем краевой патологии Севера и в настоящее время. Спорадические случаи "икоты" наблюдались специалистами как среди населения, так и в стенах лечебных учреждений, и, как правило, в тех географических регионах, в которых некогда в древние времена возникали аналогичные массовые психозы эпидемического порядка психогенной природы, в основном захватывая истерические личности.

Исторические корни другого вида психических эпидемий, носящих брутальный характер самоуничтожения в России, наблюдавшихся в той или иной степени интенсивности и длившихся на протяжении нескольких веков, продолжали свои проявления до недавнего прошлого. В конце 40-х годов текущего столетия в Туве прошла серия групповых контагиозных явлений самоуничтожения в среде старообрядцев, ожидавших прихода "антихриста". К одному из парарелигиозных видов психических эпидемий, происшедших в 1930 году в Ленинграде и около него, относилось продолжение массовых явлений скопчества, берущего свои истоки в XVIII - начале XIX века, возникшее также под воздействием глубокого внушения адептами, в числе которых нередко оказывались душевнобольные.

Имели свое продолжение массовые контагиозные явления душевного характера в виде активизации деятельности всевозможных целителей, дальновидящих спиритов, последователей учения йогов, "людей природы", контактирующих с космическими пришельцами, колдунов, пропагандистов белой и черной магии, экстрасенсов и т.д., которые находят себе последователей и подражателей в своих действиях. В начале XX века считалось, что в психологическом отношении принципиальной разницы между внушением и подражанием провести нельзя, а основой "психической подчиняемости" является подражание.

Компьютерные игры, захвативших в основном детский и подростковый возраст, вызывают психо-эмоциональную напряженность, не доставляя психологической разрядки организму ребенка, и формируют впоследствии нарушение сна, раздражительность, снижение настроения, словом типичную невротическую реакцию с затормаживанием при этом развития абстрактного мышления личности. Кроме того, длительное адинамическое состояние организма, находящегося часами у дисплея, вызывает и соматические нарушения.

В отличие от России, где последние групповые психозы эпидемического характера, сопровождавшиеся самоуничтожением, наблюдались в последний раз 50 лет назад, за рубежом в последние годы прошла серия психических эпидемий, сопровождавшаяся массовыми самоубийствами среди членов радикальных сект под воздействием адептов. Так, в 1978 году в Южной Америке (Гайана) в джунглях одновременно отравилось 913 членов секты "Народный храм" под воздействием гуру Д. Джоунса, приняв быстродействующий яд.

Одна из его помощниц, предварительно перерезав горло своим детям, прервала собственную жизнь тем же способом, а гуру застрелился. В действие был приведен акт "самоликвидации ради личного лучезарного будущего", как считали участники, основываясь на внушенной адептом патологической идее о загробной жизни. Причастные к "святой тайне" находились под страхом смерти и вечных земных проклятий в случае ее нарушения. В последнее время стало известно, что психологическая подготовка к происходящему проводилась в течение 15 лет в обстановке нагнетания страха, якобы грядущего хаоса и информационной депревации.

В 80-е годы в Филадельфии по своей инициативе, не без внушения, заживо сгорели 11 сектантов, включая детей. Примерно тогда же в Корее после длительного психологического внушения парарелигиозного руководителя Пак Сун Джа 32 подобных "брата" одновременно покончили с жизнью. Наиболее трагичны события, прошедшие в цивилизованном обществе в наши дни, в США (штат Техас). Поддавшись внушению активного адепта Д. Кореша, совершили самосожжение 86 членов тоталитарной секты "Ветвь Давидова", в том числе с 17 детьми, ожидавших "страшного суда".

Через год в Швейцарии в 130 км от Женевы 48 членов секты "Орден Солнечного Храма" были захвачены таким же психическим контагиозным явлением, причем, как было установлено, все жертвы находились в спальных мешках. Они были хорошо одеты: мужчины - в костюмах и галстуках, женщины - в длинных вечерних платьях с золотым шитьем. Рядом находились разбросанные бутылки из-под шампанского. По-видимому, сектанты готовились к духовному очищению в связи с неминуемым "концом света" - апокалипсисом, отдав дань телесному перед смертью с таинственной мессой. Членами этой секты руководил Люк Журе, величающий себя Христом.

Среди погибших взрослых были в основном швейцарцы, французы, канадцы, и в их числе несколько детей. Характерно, что секта "Орден Солнечного Храма", державшаяся в тени, действовала в нескольких странах. Организатор-адепт, выступая перед слушателями, постоянно вызывал психоэмоциональное напряжение смыслом своих лекций, предрекая планете грядущую трагическую судьбу, в том числе исчезновение лесов и пробуждение потухших вулканов.

Участникам рассматриваемой эпидемии, находящимся в состоянии постоянного страха и ожидании неизвестного, несложно было внушить мысль о самоубийстве. Философия секты "Орден Солнечного Храма" являла собой эклектическую смесь алхимии, астрологии, кабалистики и йоги. Предшественниками секты считали мистический Орден тамплиеров, основанный в 1119 году и распущенный в 1312 году, а также религиозно-философский орден "Крест и роза", члены которого считали себя наследниками Заратустры.

Небезынтересно, что в штате Техас в апреле 1959 года произошла психопатическая (по ранней терминологии) эпидемия, абсолютно схожая с малеванщиной, имевшей место в 1892 г. в России. Сотни членов одной из техасских сект под внушением адепта о предстоящем "конце света", продав свое имущество, с песнями, подавляя страх и эмоциональное напряжение, ушли в прерии, однако, не дождавшись апокалипсиса, разоренные, возвратились обратно.

Во всех случаях наиболее энергичные адепты провозглашали себя новоявленными Христами, объявляя предстоящее тысячелетие "концом света" и внушая своим "братьям", что лучше уничтожить себя, чем быть под антихристом. Это свидетельствовало об отсутствии у определенных групп людей рациональных убеждений, а отсюда и готовность поверить во что угодно. В настоящее время в США функционирует более 600 радикальных сект, готовящихся к "концу света" и ожидающих наступления третьего тысячелетия.

Как видно, непростая общественная обстановка формировала социально обусловленную психогенно-травмирующую ситуацию, когда рушились прежние идеалы, оказывающие мощное стрессирующее воздействие на психику большинства людей, и способствовала активизации "магической пораженности населения". Это обстоятельство являлось благодатной почвой для возникновения групповых явлений психического характера. Актуальность рассматриваемой проблемы, в том числе и в ретроспективном плане, может способствовать выявлению основных причин и формированию мер по редуцированию и профилактике психических эпидемий на государственной уровне, учитывая исторический опыт отечественных специалистов.

Транскультуральность психических эпидемий

Восприятие и оценка различными государственными институтами одних и тех же проблем и конфликтов в различных культурах нашей планеты с психиатрических позиций, а тем более массовых контагиозных явлений душевного характера, имеющих свои истоки с древности, как это показано выше, в настоящее время является весьма существенной. Изучение транскультуральных аспектов психических эпидемий необходимо для выявления причин их возникновения, с одинаковыми в определенной степени точками приложения по видам контагий их клинической картины и определения путей редуцирования.

Такие пути направлены на преодоление межличностных негативных комплексов, восстановление коммуникационных связей в населении и проведение реабилитационных мероприятий, на что в 1978 г. указывал М. М. Кабанов.

Понять степень влияния массовых контагий на снижение психического здоровья населения позволил ретроспективный взгляд на эту транскультуральную проблему. История психических эпидемий в мире насчитывает более десяти веков. Первые сведения о массовых патологических явлениях душевного характера среди населения имелись уже в библейских источниках, а также в работах Геродота и Декарта. Основными документами, отражающими транскультуральность изучаемого явления, служили законодательные акты, подтверждающие синхронную озабоченность общества разных культур происходившими психическими эпидемиями, что видно из табл. № 14.

Таблица 14
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЭПИДЕМИЙ
В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

В РОССИИ годы годы ВНЕ ЕЕ ПРЕДЕЛОВ
Устав Св. Владимира "Чародеяния и волхованье" относил к ведомству духовного суда 988 805 Карл Великий запретил подвергать сожжению за ведовство
Сарапон Владимирский в своих документах восставал против суеверий XIII век 1349 Папская Булла в Италии, направленная на прекращение флагелланства (аналогично хлыстовству)
Князь Иоанн III издал указ о казни колдунов 1497 1484 Папа Иннокентий VIII выпустил Буллу о беспощадной борьбе с ведьмами и колдунами
Игумен Памфил выпустил грамоту против чародейства 1505 начало XVI века Папа Юлий II приказал инквизиции усилить репрессии против колдунов
Дела Московского собора об определении над одержимыми духовного надзора 1551    
Царь Иван Грозный издал указ о чародейках 1584 1593 Папа Адриан VI выпустил Буллу, ужесточившую репрессии против колдунов и бесоодержимых
Царь Михаил Федорович издал указ о ведунах 1633    
Царь Алексей Михайлович составил грамоту против скоморошестничества и "отреченных книг" 1648 1662 Людовик XIV во Франции своим указом передал все дела о колдовстве в общие суды
Царь Алексей Михайвич издал указ об уничтожении бесоодержимых и колдунов 1685    
Императрица Екатерина II издала указ о рассмотрении дел о кликушах не в святейшем Синоде, а в Сенате 1765 1791 Великая революция во Франции своим законом причислила одержимых к категории больных, и их стали направлять в лечебницы
Император Александр I издал указ о лояльном отношении к скопцам 1812    
Император Николай I вывыпустил серию указов по жесткой борьбе со скопчеством 1830    
Император Александр II издал указ о рассмотрении дел о кликушах в окружных судах 1868    

Как видно, первые юридические документы были направлены на борьбу с массовыми контагиозными явлениями душевного характера, основанными на суеверных взглядах населения, - эпидемиями бесоодержимости и демономании. Особую остроту эти виды контагий приобрели в XI - XVI веках и захватили многие группы населения. К ним относились прежде всего личности, не способные, на невысоком уровне своих знаний, объяснить различные природные катаклизмы, отыскивая их причину в нечистой силе в виде вселяющихся в человека "бесов и демонов", напускающих якобы "порчу" на окружающих.

Указанные ситуации подтверждают четкую связь патоморфоза подобных проявлений с социально-экономическими факторами, характеризующими конкретные периоды развития общества, а также уровень культуры в населении.

Одна из первых эпидемий бесноватости возникла в 1610 году в Провансе, в монастыре, когда после появления у двух монахинь судорожных явлений они были объявлены инквизицией бесоодержимыми. В дальнейшем аналогичные симптомы в виде подражания и индуцирования стали появляться у лиц, населяющих монастырь. Демономанические эпидемии наблюдались не только в Западной Европе, они охватывали и северные страны.

Так, в 1670 г. в Швеции по обвинению в колдовстве и порче было сожжено более 70 взрослых и 15 детей. В России одна из первых эпидемических вспышек кликушества отчетливо наблюдалась в 1606 году в Перми.

Транскультуральная динамика законодательства показывает характер и масштабы воздействия общества на участников психических эпидемий, где отчетливо видно различие реакций законодателей в России и европейских странах. Французский исследователь П. Реньяр в 1889 г. считал, что причина подобных социальных различий в степени наказания заключается в том, что идея о сатане в православии не достигла столь интенсивного развития, как на Западе, а по мнению отечественного психиатра Н. В. Краинского, в 1900 г. в России народный взгляд допускал возможность "чародейственного" влияния на бытовые и повседневные обстоятельства жизни.

В России также были случаи уничтожения бесоодержимых и колдунов, однако этот процесс носил единичный и чаще стихийный характер. Основным же приемом редуцирования подобных вспышек было "увещевание" страждущих в отличие от западных стран, где уничтожались сотни тысяч одержимых, в том числе и душевнобольных. Это, в частности, подтверждается показанной количественной динамикой положений законодательства в России и Европе.

Процесс психического индуцирования при рассматриваемых эпидемиях, особенно в отношении истерических личностей, является весьма существенным и в период массовых вспышек.

 








Поиск информации на сайте

Rambler



Rambler's Top100





Рассылки@Mail.ru
Физическое и психическое развитие ребенка




Архив номеров и
условия подписки на журнал.


Яндекс цитирования







Google Groups Детская психология
Просмотр архивов на groups.google.ru