В
психологии давно установлено, что перед тем, как осуществить какое-либо
действие, человек обязательно сначала мысленно "проигрывает"
его, хотя сам может этого и не замечать. Наверняка, с Вами не раз
происходили ситуации, когда Вы брали какой-либо предмет, а он оказывался
намного легче, чем Вы ожидали. Замечали, как взмывала вверх Ваша
рука?
Почему так происходило? Потому что в мысленной "репетиции"
предстоящего действия участвует весь организм. Достаточно представить
себе как Вы сейчас встанете, или обернетесь, - и в состояние боеготовности
приводятся все соответствующие мышцы, они уже мобилизованы и способны
произвести то, что Вы себе представили. Вот и в описанной выше ситуации,
Ваш мозг оценил предмет как тяжелый, организм, мышцы заранее настроились
на подъем "тяжести", и в случае ошибки, когда предмет
оказался значительно легче, рука по инерции взмывает вверх. Насколько
такая репетиция видна со стороны, зависит от степени сложности задачи
и от умения человека владеть собой.
В ситуации же, когда нам запрещают что-либо делать, нам необходимо
все равно мысленно "прокрутить" в уме запретное действие,
чтобы понять, что вот ЭТО делать нельзя. В психологии есть такой
эксперимент-шутка, который как раз демонстрирует тот факт, что когда
человеку что-то запрещают, то он сначала должен мысленно отчетливо
представить, что же ему нельзя делать.
Если я Вас сейчас попрошу не думать о белой обезьяне с зеленым хвостом,
то со 100% уверенностью могу гарантировать, что ближайшую минуту
Вы только ее и будете представлять.
Или другой пример. Что будет, если человеку сказать: "Смотри
в эту точку, а вон в ту смотреть нельзя " и особым прибором
фиксировать движение глаз? Испытуемый, сам того не осознавая, будет
постоянно поглядывать в запрещенную точку.
Но мы, взрослые, если хотим, конечно, можем противостоять этому
искушению. А вот дети не могут. Скажите ребенку до трех-четырех
лет: не бросай мячик - и он его тут же бросит. Вы его накажете,
и совершенно напрасно. Он ведь не из вредности его бросил - просто
мысленно представил себе это действие, а так как мысленный и действительный
план для ребенка еще слишком слиты, то не повторить его в реальности
он пока не может. Справедливости ради стоит заметить, что и для
некоторых слабовольных взрослых запрет - прямое побуждение к действию.
Не зря ведь говорят, что запретный плод - сладок.
Вы можете сами побыть в роли исследователя и провести следующий
эксперимент. К Вашему ребенку в гости пришили друзья (например,
на день рождения). Дети бегают по комнате, играют. Вы можете взять
и стульями, или ленточкой, обгородить в центре комнаты замкнутое
пространство - и сказать: играйте в любом месте комнаты, а на отгороженное
пространство не заходите - нельзя! Догадываетесь, что тогда произойдет?
Если дети совсем маленькие, то они тут же, как по команде, ринуться
в запрещенный круг. Те кто постарше, а значит и похитрее, будут
искать любой повод, чтобы нарушить установленные границы.
Ребенку, чтобы освоить запрет, нужно совершить запретное действие
в реальности. И только после многократных проб, он сможет представить
себе это действие в уме - и не сделать его.
Поэтому родителям, если они хотят, чтобы ребенок чего-то не делал,
лучше либо сразу предложить альтернативное запрещаемому действие
и сформулировать запрет в утвердительной форме. Например, вместо
того, чтобы говорить: "Не дергай кошку за хвост!", лучше
сформулировать свой запрет так: "Кошка - живое существо, так
же как и ты, и ее надо любить! Ты можешь ее погладить, если хочешь
".
Либо, есть смысл сначала дать возможность ребенку в игре, в искусственной
ситуации освоить какое-либо действие - что-то бросить, разбить,
сломать, разрисовать, - а потом уже запрещать.