психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 8
Обложка номера
Психотерапия
Гипнотическая техника рассеивания. Милтон Эриксон.
Сердце и ум. С. Хоружий
Танцевально-двигательная терапия . Ирина Бирюкова
Невротическое стремление к власти. Игумен Евмений
Самоукорение и невротическое чувство вины. Игумен Евмений
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. Марина Панфилова
Тренинг самостоятельности у детей. Галина Сартан
Ошибки учителей и родителей. Анна Пономаренко
Психолингвистика
Расскажи мне о себе (Какие бывают объявления о знакомстве в газетах и интернете). Валерий Белянин
Психология здоровья
Иммунитет и самоидентичность. Анна Пономаренко
Психология взаимоотношений полов
Демистификация любви. Александр Орлов.
Практика мотивации и управления персоналом
Разработка внутрифирменных систем оплаты труда, мотивации и стимулирования персонала. Александр Сосновый
Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания. Александр Сосновый
Временная организация деятельности профессионалом. Наталия Абросимова
Управление персоналом в условиях антикризисного управления. Владислав Жданов




Московский психологический журнал. №8
Временная организация деятельности профессионалом. Наталия Абросимова

Абросимова Наталия

Аспирантка ф-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра психологии труда и инженерной психологии. Сфера профессиональных интересов - психологическое время, тайм-менеджмент, бизнес-тренинги.
Конт. тел. - 500-49-92
Одним из наиболее актуальных направлений современных психологических исследований является изучение особенностей временной организации трудовой деятельности. Именно в ней «вопрос» времени часто превращается в «проблему»: временной дефицит, непредсказуемость, динамичность быстро развивающихся процессов, жесткость поставленных сроков выдвигают временные характеристики на первый план.

Одним из необходимых признаков трудовой деятельности, по Е.А.Климову /Е.А.Климов, 1997/, является общественная заданность результата. А это значит, и временная заданность, т.е. наличие срока.

Понятие срока имеет двойственный, субъективно-объективный характер. Определение срока всегда связано с имеющимся у профессионала опытом: субъект оценивает свое «успевание» или «опаздывание», определяет и при необходимости корректирует скорость своих действий. Приближение к сроку всегда связано с эмоциональным напряжением, переживанием. Определенная доля напряжения необходима для деятельности: должен быть «пусковой момент» для ее начала, стимул для продолжения. Однако напряжение может выступать и как разрушающий фактор по отношению к упорядоченности профессиональной деятельности.

В зависимости от задач, актуальных в определенный момент времени для субъекта, от предстоящих дел, приближающихся сроков, временная структура личности меняется: меняется уровень напряжения, энергетические затраты, происходят временные синтезы. Цель (заданная вместе со сроком исполнения), «принятая» субъектом, представленная в сознании, задает синтез настоящее-будущее. Начиная выполнение действия, направленного на определенную цель и к конкретному сроку, происходит синтез прошлого, содержащего опыт, настоящего, связанного с исполнением, и будущего, содержащего цель, срок. Принимая срок и планируя деятельность, происходит синтез подготовки /Ю.К.Стрелков, 2001/.

Срок также относится к внешним процессам: это всегда какое-то извне поставленное требование, «веха» в окружающем мире, с которой субъект должен синхронизировать свою деятельность. С этой точки зрения о сроке можно говорить как о близком/отдаленном, жестком/гибком и т.д. Составление расписаний, карт сроков обычно строится на основе представлений о норме: средней скорости процесса, оптимальном ритме и темпе работы, отсутствии серьезных сбоев. Однако происходящее в реальности может сильно отличаться от задуманного: срок может стоять слишком близко или слишком далеко, чтобы можно было говорить об оптимальном темпе работы. Срока может не быть совсем. С этой точки зрения срок является определяющим моментом в описании временных режимов /Л.Ю.Кублицкене, 1995/ (или временных задач /Пчелинов А.Ф., 1993/) деятельности:

1. Дефицит времени. Данное понятие имеет двоякое значение /Инженерная психология, 1977/: как острый недостаток времени и как «недостаточное, ограниченное время на выполнение некоторой деятельности». В работе будем придерживаться именно второго значения.

2. Оптимальное время. Достаточное время для работы в «оптимальном темпе» /В.В.Чебышева, 1983/, чтобы закончить задание к установленному сроку.

3. Избыточное время. Чтобы успеть в срок, субъект может работать в расслабленном темпе, возможны временные перерывы в работе. При этом срок может находиться «на уровне» оптимального, но быть настолько гибок, что субъект уверен в возможности его перенесения. К данному режиму можно также отнести ситуацию незаданного срока.

Для определения временного режима (т.е. оценки временного резерва как достаточного или недостаточного для выполнения той или иной задачи) необходим опыт и определенный уровень профессионализма. Только в этом случае специалист может заранее точно оценить и сопоставить скорость своих действий и имеющийся временной запас. При этом временная организация деятельности даже в одинаковом с точки зрения объективных факторов временном режиме у разных людей может быть разной.

На основе этого факта было сделано предположение, что организация деятельности по отношению к сроку и наиболее/наименее предпочитаемому временному режиму может выступать в качестве значимого фактора деления профессионалов на группы:

1. «Спокойные». Предпочитаемый режим – избыток времени. Избегаемые режимы - оптимальное время и временной дефицит. Эффективность работы профессионала наиболее высокая при незаданном или отдаленном сроке.

2. «Планирующие». Предпочитаемый режим – оптимальное время. Избегаемый – избыток времени. Эффективность работы профессионала наиболее высокая при заданном сроке, существовании планов, расписаний.

3. «Дефицитные». Предпочитаемый режим – дефицит времени. Оптимальное или избыточное время сводятся к дефициту.

Срок как наиболее значимый фактор профессиональной деятельности был выделен при анализе трудовой деятельности программистов, инженеров-конструкторов и операционистов банка.

Вторым наиболее значимым фактором, выделенным при изучении профессиональной деятельности, стало умение работать во временном дефиците. На основе него возможно деление на «успешных» и «неуспешных» во временном дефиците. Успешность характеризуется качественным (безошибочным) и своевременным выполнением задания к поставленному сроку. Для каждой исследуемой профессии критерий успешности/неуспешности работы во временном дефиците должен конкретизироваться.

В исследовании в качестве испытуемых приняли участие представители трех профессий: программисты (29 человек), инженеры-конструкторы (27 человек) и операционисты банка (28 человек).
В деятельности программиста основным критерием успешной работы в условиях временного дефицита является своевременное завершение задания (допускается небольшое количество ошибок, которые могут быть исправлены позднее), для инженера-конструктора и операциониста банка главное - отсутствие ошибок (некоторое смещение срока выполнения работ допускается).

Схема исследования

Исследование планировалось по двум этапам:

1. Цель первого этапа состояла в проверке правомерности деления профессионалов на группы по выделенным критериям (временной организации деятельности с точки зрения отдаленности срока и успешности работы во временном дефиците).

2. Цель второго этапа состояла в выявлении некоторых психологических особенностей, присущих представителям разных типов.

Методы

На первом этапе исследования использовались следующие методы:

1. Специально разработанный опросник. Утверждения в нем (всего 13 шт.) были сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемые выбирали из двух типов временной организации деятельности тот, который им ближе. В каждом утверждении сравнивались либо преимущества, либо недостатки разных типов временной организации.

2. Метод незаконченных предложений. Бланк включал в себя 12 незаконченных предложений, посвященных различным особенностям временной организации деятельности.

3. Интервью и обсуждение ситуаций, характеризующих разные временные режимы. Вопросы, обсуждаемые в ходе интервью, касались двух основных тем: срока и временного дефицита (название темы респонденту не сообщалось). Ситуации, используемые при обсуждении, описывали особенности различных временных режимов, и касались либо бытовых тем (эти пять ситуаций были одинаковыми для всех испытуемых), либо профессиональных (специфичные ситуации для каждой группы профессионалов). Описание ситуаций зачитывалось вслух интервьюером, и испытуемому предлагалось описать наиболее типичное для него поведение, эмоции и т.д.

4. Экспертная оценка. Она включала в себя интервью с руководителями, коллегами, психологами, работающими с испытуемыми. Основные вопросы касались успешности/неуспешности профессионала, особенностей временной организации его деятельности, характеристик его работы во временном дефиците.

На втором этапе исследования для описания психологических особенностей выделенных типов использовались проективные методы. Их выбор был обусловлен тем, что временная организация деятельности является во многом неосознаваемым процессом. Кроме того, использование проективных методов позволило в некоторой степени нивелировать фактор социальной желательности.

a. Ранжирование временных понятий. Испытуемому были предъявлены десять терминов, обозначающих различные временные характеристики, с предложением проранжировать их в порядке значимости.

b. Метод семантического дифференциала. Использовался 25-шкальный семантический дифференциал Ч.Осгуда для понятий срок и время.

Результаты исследований и их обсуждение

Первый этап

В результате проведенных исследований каждый испытуемый был отнесен к одному из типов двухфакторной классификации: по успешности/неуспешности работы во временном дефиците и по временной организации деятельности с точки зрения отдаленности срока (предпочитаемому/избегаемому временному режиму).

Распределение испытуемых по типам представлено в таблице 1 (фактор успешности/неуспешности во временном дефиците) и 2 (фактор организации деятельности по отношению к сроку).

 

«Успешный в дефиците»

«Неуспешный в дефиците»

Всего

36

48


Таблица 1. Успешные/неуспешные во временном  дефиците типы 

 

«Спокойный»

«Планирующий»

«Дефицитный»

Всего

27

39

18


Таблица 2. Спокойный, планирующий и дефицитный типы

Важным результатом оказалось то, что два используемых в исследовании фактора оказались дополняющими друг к другу: т.е. каждый из типов, полученных на основе разделения по одному из факторов, делился на два «подтипа» по другому фактору. В итоге было выделено шесть способов временной организации профессиональной деятельности, которые были положены в основу типологизации профессионалов:

1) Спокойный успешный. Характеризуется эффективной организацией деятельности в ситуации любой временной заданности. Предпочитаемый режим деятельности – избыточное время (склонен к работе без срока). В ситуации временного дефицита успешен.

2) Спокойный неуспешный. Предпочитаемый режим деятельности – избыток времени (склонен к работе без срока). Избегаемый – оптимальное время и временной дефицит (эффективность деятельности в этих режимах падает). В ситуации временного дефицита неуспешен.

3) Планирующий успешный. Предпочитаемый режим деятельности - оптимальное время. Избегаемый – избыточное время. В ситуации временного дефицита успешен. Предпочитает работать по жестко структурированному плану и расписанию.

4) Планирующий неуспешный. Предпочитаемый режим деятельности - оптимальное время. Избегаемый – избыточное время и дефицит времени. В ситуации временного дефицита неуспешен. Предпочитает работать по жестко структурированному плану и расписанию.

5) Дефицитный успешный. Предпочитаемый режим деятельности - временной дефицит. Избегаемый – избыточное и оптимальное время (сводит их к временному дефициту). В ситуации дефицита времени успешен.

6) Дефицитный неуспешный. Характеризуется неэффективной организацией деятельности в ситуации любой временной заданности. Испытывает трудности при осознании предпочтений к тому или иному временному режиму (или дает противоречивую информацию). Ситуации оптимального или избыточного времени сводит к временному дефициту, но в нем неуспешен.

Распределение испытуемых по шести выделенным типам в зависимости от субъективных особенностей временной организации деятельности иллюстрирует таблица 3.

Тип

Количество испытуемых

 Спокойный успешный

8

 Спокойный неуспешный

19

 Планирующий успешный

18

 Планирующий неуспешный

21

 Дефицитный успешный

10

 Дефицитный неуспешный

8

Таблица 3. Распределение испытуемых по типам в зависимости от временной организации деятельности

Можно отметить, что были выявлены представители всех типов. Преобладают типы «спокойный неуспешный», «планирующий успешный» и «планирующий неуспешный». Наименьшее количество респондентов оказалось отнесено к «спокойному успешному» и «дефицитному неуспешному» типам. Первый относится к типу, успешному в ситуации любой временной заданности, а последний - к неуспешному ни в какой. Небольшое количество представителей данных типов может говорить о том, что чаще всего люди имеют какой-то один, наиболее удобный и эффективный, способ временной организации деятельности.

Основным результатом первого этапа исследований является обоснование возможности построения типологии профессионалов на основе выявления способов временной организации трудовой деятельности, определяемых в зависимости от двух факторов: успешности/неуспешности работы во временном дефиците и временной организации деятельности с точки зрения отдаленности срока.

Второй этап.

На основе использованных методов удалось выявить некоторые психологические особенности временной организации деятельности, присущие представителям выделенных типов.

1) Ранжирование временных понятий.

При обработке результатов не было выявлено существенных различий между «спокойным», «планирующим» и «дефицитным» типами, однако они проявились между типами, «успешными» и «неуспешными» во временном дефиците «Успешные во временном дефиците» профессионалы на первое место по значимости ставят целенаправленность (средний балл - 1,7), а «неуспешные» - своевременность (средний балл - 2,2). При этом у «неуспешных» целенаправленность (5,5) занимает только пятое-шестое место (наряду со скоростью (5,5), которая идет после успевания к сроку (2,5), рационального использования (3,4), наличия возможностей (5,1)). У «успешных» после целенаправленности следует своевременность (3,4 балла), наличие возможностей и управляемость (4,6 баллов), только затем - успевание к сроку (4,8).

Тот факт, что для «неуспешных во временном дефиците» испытуемых наиболее важными временными характеристиками оказались своевременность и успевание к сроку, имеет важное значение в связи с вопросом мотивации профессионала. «Неуспешность» работы данного типа в условиях временного дефицита оказывается не связанной с отсутствием мотивации успеть в срок, а имеет иные причины. Можно предположить, что ориентация на «временной» аспект цели (т.е. завершение работы точно в срок, соответствующий данной цели) в условиях дефицита времени мешает выполнению работы. Это может быть связано с возникновением чрезмерного напряжения, создаваемого сроком, уменьшению энергетических ресурсов, необходимых для выполнения работы.

«Целенаправленность», выбранная «успешными во временном дефиците» респондентами, характеризует содержательный аспект цели в отличие от его временной отнесенности. Такая ориентация на результат позволяет сосредоточить основные усилия на выполнении деятельности и оказывается наиболее важной для работы в условиях временного дефицита.

2) Метод семантического дифференциала.

Для обработки результатов вычислялись коэффициенты ранговой корреляции между оценками понятий срока и времени как внутри каждого типа, так и между ними (использовался k корреляции Спирмена, который рассчитывался в статистической программе SPSS 12).

Наиболее показательной оказалась взаимосвязь понятий времени и срока для разных типов (k корреляции представлены в таблице 4).

 

k корреляции

 Спокойный успешный

0,761**

 Спокойный неуспешный

0,464**

 Планирующий успешный

0,701**

 Планирующий неуспешный

0,547**

 Дефицитный успешный

0,618**

 Дефицитный неуспешный

-0,26

**  корреляция достоверна  на уровне надежности 0,01.

Таблица 4. Взаимосвязь понятий времени и срока

Наибольшая корреляция понятий «время» и «срок» наблюдается для «спокойного успешного», «планирующего успешного» и «дефицитного успешного» типов. Для «дефицитного неуспешного» связь времени и срока отсутствует. Для «спокойного неуспешного» она невелика.

Можно предположить, что высокая корреляция времени и срока в ответах испытуемого свидетельствует о взаимосвязи этих понятий в сознании: думая о времени, пытаясь его оценить, респондент так или иначе связывает его со сроком. Отсутствие взаимосвязи (для «дефицитного неуспешного» типа) говорит об обратном: смысл времени и срока не только не родственен, но даже временами противоположен.

Выводы.

1. На основе изучения профессиональной деятельности программистов, инженеров-конструкторов и операционистов банка были выделены два наиболее значимых фактора для классификации профессионалов по особенностям временной организации деятельности: организация деятельности по отношению к существующему сроку и успешность работы во временном дефиците. Был разработан комплекс методик для определения типа профессионала по каждому из этих факторов, и все испытуемые были разбиты на группы. Важным результатом оказалось то, что два используемых в исследовании фактора оказались дополняющими друг к другу, т.е. каждый из типов, полученных на основе разделения по одному из факторов, делился на два «подтипа» по другому фактору. В итоге было выделено шесть способов временной организации трудовой деятельности, которые были положены в основу типологизации профессионалов: «спокойный успешный», «спокойный неуспешный», «планирующий успешный», «планирующий неуспешный», «дефицитный успешный», «дефицитный неуспешный».

2. Количественная представленность выделенных типов людей, различающихся по временной организации деятельности, в выборке различна: преобладают представители «планирующего» и «неуспешного в дефиците» типов. Это может быть связано с особенностями выборки испытуемых: многие трудовые задачи предусматривают четкие алгоритмы и программы, а значит, требуют определенной дисциплины и строгой временной организации. Кроме того, успешность деятельности во временном дефиците, хотя и важна во многих ситуациях, но не является незаменимым качеством.

3. На основе использования метода ранжирования и семантического дифференциала были выявлены некоторые психологические особенности, характерные для представителей разных типов:

- Смысловая нагрузка понятий времени и срока оказалась очень близка для «спокойного успешного», «планирующего успешного» и «дефицитного успешного» типов. Это позволяет предположить высокую взаимосвязь данных понятий в сознании: думая о времени, пытаясь его оценить, субъект так или иначе связывает его со сроком. Отсутствие взаимосвязи времени и срока для «дефицитного неуспешного» типа и низкая корреляция для «спокойного неуспешного» говорит об обратном: время и срок мало связны друг с другом.

- Успешность деятельности во временном дефиците не может быть напрямую связана с мотивацией субъекта, а имеет иные причины. Среди временных характеристик «неуспешные во временном дефиците» типы выбрали своевременность и успевание к сроку, а «успешные» - целенаправленность. Это позволяет предположить, что успешность работы в условиях временного дефицита связана с ориентацией на содержательный аспект цели в отличие от его временной отнесенности. Сосредоточенность на стремлении успеть в срок в условиях дефицита времени мешает выполнению работы.

4. Важным моментом является использование предложенного подхода для изучения других профессий для подтверждения выявленных закономерностей и описания особенностей, что позволит дополнить используемые описания профессий раскрытием временной организации деятельности. Определенный интерес представляет апробация наработанных подходов к изучению профессий типа человек-человек, что имеет теоретическую значимость в изучении временной синхронизации деятельности малых групп и трудовых коллективов, а также практическую значимость для нашей страны, где интенсивно развивается сфера бизнес услуг.

Библиография

1. Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. М., «Наука», 1977.

2. Климов Е.А. Основы психологии, М. «Культура и спорт», издательское объединение «ЮНИТИ», 1997.

3. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности. // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.

4. Пчелинов А.Ф. Временные факторы дестабилизации деятельности членов экипажей воздушных судов гражданской авиации. Автореф. дисс. канд. псих.наук. М., 1993.

5. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – 360 с.

6. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М., «Высшая школа», 1983.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология