психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 11
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Невротическое формирование характера у пациентов с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Патохарактерологическое формирование личности тормозимого типа у детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Патологическое формирование характера дефицитарного типа у детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями . Михаил Буянов.
Психотерапия
Клинический опыт применения интегративной трансовой психотерапии при лечении больных с политравмой в остром периоде.
Детская и педагогическая психология
Психологические занятия с дошкольниками "цветик-семицветик" Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Понимание как дидактическая проблема. Евгений Коробов.
Развитие творческого мышления ребенка. Ю.Г.Тамберг
Психология здоровья
Батюшка, я - наркоман!. Игумен Евмений
Психология взаимоотношений полов
Недоброкачественные влюбленности: людус и эрос. Евгений Пушкарев.
Общая психология
Шопинг-зависимость. Анна Пономаренко.
Соционика. Кто есть кто?. Ирина Фоменко.
Социальная психология
Социология и Психология на пороге интеграции. Таль Ашер.
PR в деталях. Ирина Фоменко.




Московский психологический журнал. №11
Социология и психология на пороге интеграции. Таль Ашер.

Таль Ашер - психолог, преподаватель Международной академии Каббалы.


О социальном развитии.

Социальные теоретики нашего времени доказывают, что теории линейного, безвозвратного и прогрессивного развития всех стран и народов по евроцентристской модели опровергаются ходом истории человечества. Ими же опровергается теория естественноисторического развития.3,4

Уже в работах Сорокина мы наблюдаем постепенный переход от идеи прогрессивного поступательного развития к толкованию "флуктуаций" как "бесцельных", то есть "ненаправленных", циклов.5

Современное общество оценивается как система близкая к состоянию "динамического хаоса". Социологические исследования многих авторов свидетельствуют о том, что современный человек предельно пессимистичен по части будущего страны и общей ситуации в мире. Наиболее емкое объяснение этого, казалось бы, противоречия состоит в том, что люди не видят для себя возможности контролировать ситуацию за пределами узкого жизненного пространства.17

Перед лицом общественного кризиса.

Если мы рассмотрим наше развитие на протяжении истории, то увидим, что раз за разом приближаемся ко все более и более ужасному в нашем осознании состоянию, в котором уже понимаем, что наше развитие зашло в тупик, что эгоизм человека развился во зло ему, что мы приближаемся к устрашающим, критическим состояниям.12

В поисках идеального общественного устройства веками бились законодатели, политологи, журналисты, искусствоведы. Так и прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительном направлении.

Современные социологи, определяя современное общество как трансформирующееся, в целом затрудняются категорировать те социально-экономические и социально-культурные процессы, что происходят в нашем мировом обществе. Не произошло и слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым понятийно-категориальным аппаратом и методологией.16

Основной вопрос социологии.

Социология возникла и развивалась в рамках конструктивного поиска определения социальной реальности с ориентацией на преобразование социальных явлений. Социальная наука не может быть набором теорий или историей социологии, она вводит нас непосредственно в суть происходящего. Она только тогда оправдывает себя, когда дает объяснение и моделирует социальную реальность, предлагая научный способ восприятия и выражения социального мира.

Для того чтобы ответить на основной вопрос социологии давайте сначала попробуем дать новое определение социальной реальности , опираясь на последние достижения интегральной науки.

Определение социальной реальности.

На протяжении тысяч лет наука развивалась, основываясь на предположении, что существует объективная реальность, действительность, и человек эту действительность исследует, наблюдает. Даже если наблюдателя нет, действительность всё равно существует, независимо от существования наблюдателя. В классической механике считается, что события протекают независимо от наблюдателя. Даже если меня нет, все равно все существует независимо от меня. Так же и в традиционной квантовой механике рассматривается изменение только самого объекта.

Дальнейший анализ исследований привел к выводу, что это не совсем так: восприятие действительности зависит от нас самих. Эйнштейн внес поправку на скорость наблюдателя. Это всего лишь принятие в расчет происходящих во вселенной общих процессов, которые в земных условиях быта человека не проявляются.

Наблюдение за любым объектом является взаимодействием наблюдателя с объектом наблюдения.
Причем, наблюдение немедленно меняет внутреннее состояние и объекта и наблюдателя. Никогда нельзя говорить об изучаемом объекте, не принимая во внимание, кто его исследует, кто доносит нам свои впечатления. Всегда происходящие изменения будут определяться и изменениями самого наблюдателя.

Не только будущее обладает вероятностью, но и прошлое, потому что зависит от личного психологического времени наблюдателя. Впервые это показал математическими исчислениями Хью Эверетт в статье "Формулировка квантовой механики посредством понятия "соответственное состояние". То есть в его теории квантовой механики меняется состояние и объекта, и наблюдателя. Также как и современные показания квантовой физики, интегральный подход утверждает, что изменяя свои свойства, человек ощущает меняющееся окружающее, хотя все изменения происходят только в нем. То есть реальность - лишь копия внутренних свойств человека.

Вся совокупность внешних ощущений создает в нас внутреннюю картину, называемую нами "наш мир". Это сугубо субъективная картина, ни с чем не сравниваемая. Мы никогда не можем сравнить объективную реальность, существующую вне нас, с субъективной, существующей в нас.

В социологии к этому подходу ближе всего подошла экоантропоцентрическая парадигма социального познания, восходящая к идеям, развивавшимся в экзистенциальной философии. Она исходит из того, что социальные институты общества представляют собой кристаллизацию непрерывно происходящего метаболизма (обмена веществом, энергией и информацией) между человеком и средой его обитания.

Соответственно, работающий в этой парадигме исследователь акцентирует свое внимание не столько на человеке и/или среде, сколько на тех обменных (метаболических) процессах, которые происходят между ними.6

При таком подходе изначально в центре исследования оказываются не группы (этнические, конфессиональные, профессиональные, и т.п.), с предписанным им типовым или среднестатистическим сознанием и поведением, а люди.

Именно они осуществляют собственный выбор под давлением среды и сами образуют разные группы и общности. Именно они своим поведением и намерением возбуждают и организуют социальные процессы . Идентифицируя себя с ними сегодня, они могут завтра сменить свою ориентацию.

Таким образом, социальная реальность есть не что иное, как внешнее, коллективное выражение общепринятого в данный период типа мышления.


О двух подходах к социальному моделированию.

Основной принцип в интегральной науке гласит: "Непостигаемое не можем назвать по имени". Наука занимается только практическими исследованиями, только конкретным постижением в органах чувств человека. Поэтому ее подход противоположен тому подходу, который применяется в теоретической социологии, оперирующей абстрактными определениями.

И потому попытки изучать абстрактные формы, являющиеся лишь плодом воображения - ущербны.

И из этого придем к пониманию несостоятельности социологии, проектирующей социальную реальность, которая основывалась на логических умозаключениях теоретиков. Изучение абстрактных свойств в отрыве от реального общества, изображение их в идеальном виде приводило к искаженному моделированию реальности. Такой подход послужил причиной попытки построения коммунизма в России, создание кибуцев в Израиле, и т.д.

Все попытки исправления, которые начались именно с социальной сферы, с исправления следствий, а не причин - не имели никакого серьезного основания и, в конце концов, оказывались очередной иллюзией, терпели крах, приводя в итоге к большим потерям.

Основные принципы интегрального подхода.

В 2004 М. Лайтман представил цельный интегральный подход в науке, сформулировав открытую систему мировосприятия, основанную на многовековых исследованиях ученых каббалистов.11

Глубочайшие знания основ мироздания, его законов, специфическую методику достижение цели творения каббала хранила на протяжении сотен лет в ожидании времени, когда человечество разовьется настолько, что сможет принять каббалистические знания и правильно использовать их. Словно капсула, запущенная в прошлом, она раскрывается сегодня в современную систему описания и познания мира.

Благодаря работе современных исследователей под руководством профессора Лайтмана каббалистические материалы были впервые переведены на современный научный язык. Мы являемся свидетелями интеграции этих знаний в мировую науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга дисциплин, включая социологический аспект.

Новый интегральный подход выдвигает вперед высший психологический фактор, то есть способность человека преодолеть свой эгоцентризм.

Если высший фактор перевесит природный эгоизм - это будет настоящая внутренняя и внешняя революция. Человек станет любящим, ощущающим ответственность за себя и других. За мир в целом. Его вектор силы станет созидающим, а не разрушающим. Он сможет, наконец, разрешить конфликт между личностью и обществом, личностью и культурой, личностью и массой.3

Человек заново обретет свою ценность, найдет внутреннюю точку опоры, опираясь на коллектив, от которого он будет ощущать заботу. Авторитарная власть уйдет в прошлое. Человек сможет стать интегральной частью общественной жизни, упреждать или сдерживать нежелательные и опасные тенденции природных, экономических и политических сдвигов и содействовать желательным.

И это не утопизм. Ведь в отличие от утопизма, старающегося изменить социальную действительность рассуждениями о должном, социология будущего будет искать опору в настоящих социальных закономерностях.

Социолог не будет стоять над обществом. Он будет развивается в своем обществе ,и как общественное существо, и как индивидуум развивающийся только с помощью своего предварительного согласия, предварительного осознания, предварительных усилий в этом развитии.

Практически изменяя свои свойства в подобие "высшего Я", социолог, становясь по-настоящему ученым прикладником, сможет приложить знания закона высшего мира к социальной реальности. Изменяя свои свойства, он на практике увидит меняющееся окружающее.12

Таким образом, основной вопрос социологии упирается в психологический фактор внутреннего исправления. Связав социальное исследование с общим законом природы, мы вернемся к точке интеграции физики, социологии, психологии и каббалы с всеобщей интегральной наукой и сможем построить социальную реальность, которую так ищут мыслители настоящего.


Библиография:

1. Аржоманд С.А. О ключевых проблемах современной социологии.

2. Бердяев. Н.А Духи русской революции

3. Бердяев. Н.А Судьба человека в современном мире.
(http://www.vehi.net/berdyaev/sudbache/index.html )

4. Генон Р. Кризис современного мира.

5. Давыдов Ю. Н. "Большой кризис" в теоретической эволюции П. А. Сорокина

6. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении. //Человек. 1998. №2.

7. Иванов В.Н. Социологи об актуальных проблемах Российского общества. (http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros750.html )

8. Зиновьев А.А На пути к сверхобществу. (http://lib.ru/PROZA/ZINOWXEW/naputis.txt )

9. Капица С.П ,Курдюмов С.П. , Малинецкий Г.Г Синергетика и прогнозы будущего. (http://www.synergetic.ru/sections/index.php?article=books/kkm/index.htm)

10. Кузнецов. В.Н Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века. - М.: Книга и бизнес, 2004

11. Лайтман М.Наука Каббала. НПФ "Древо жизни" 2002

12. Лайтман М. Статьи . 2004 (http://www.kabbalahscience.com/)

13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. M. 1992

14. Сорокон П.А. Кризис нашего времкени. Американская социологическая мысль.- М.- 1996.С.356-371.

15. Степин В.С. Пробема будущего цивилизации.
(http://spkurdyumov.narod.ru/Stepin11.htm )

16. Хакен Г. Самоорганизующееся общество.
(http://spkurdyumov.narod.ru/Haken51.htm )

17. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. (http://sociology.extrim.ru/yadov_transf.htm )

 









Поиск информации на сайте

Rambler



Rambler's Top100





Рассылки@Mail.ru
Физическое и психическое развитие ребенка




Архив номеров и
условия подписки на журнал.


Яндекс цитирования







Google Groups Детская психология
Просмотр архивов на groups.google.ru