психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





Психология и грамматика детской речи



  Дмитрий Лытов  Поскольку у многих из нас есть дети, предлагаю поговорить о детской речи. Я думаю, мы с вами, имея филологическое или близкое образование, сможем выявить немало интересных закономерностей (в частности, о том, как происходит изучение языка вообще).

К примеру, среди некоторых психолингвистов существует убеждение, что дети до 6 лет не представляют себе будущее. По крайней мере у моего ребёнка, которому сейчас всего 1 год и 8 месяцев, представление о будущем развито очень хорошо, и слово "будет" он уже несколько месяцев как освоил, а вот слово "был" для него ещё ничего не значит. Бывает, смотрит мультик, сюжет которого ему уже знаком, и говорит "жук будет" или "вода там", хотя соответствующий эпизод должен произойти только через полминуты.

С другой стороны, хотя он уже употребляет глаголы в прошедшем времени, я не уверен, что он воспринимает прошлое. Скорее для него существует понятие "там", т.е. не здесь и не сейчас. События в прошлом он воспринимает как повторяющиеся и воспроизводимые; например, приходила в гости "тётя" (сестра моей жены) – значит, ещё придёт, а пока что тётя "там".

Грамматические формы слов он уже вполне освоил, хотя представления о грамматике у него иногда своеобразные. Скажем, падежи он освоил легко, поскольку они имеют самый очевидный практический смысл ("субъект – объект – получатель – средство и т.д."), а вот грамматический род для него никакого смысла не несёт, поэтому он употребляет все прилагательные в мужском роде, хотя прекрасно понимает, что они существуют и в других формах. Префикс "по" иногда воспринимает как показатель будущего времени – потому что "побежит", "поедет". Глаголы употребляет только в 3-м лице ед.ч. (раньше употреблял и другие глагольные формы, но путём механического повторения, а сейчас, когда он начал осознавать грамматику, эти формы для него потеряли смысл). Вместо императива употребляет инфинитив (открыть! дать! кушать!)  

 2006-05-08  13:56:31


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология