психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





базовые ценности и слова



  Insomnia  Столкнулась с такой проблемой: какими словами объяснить человеку некоторые...эээ...базовые ценности, если он не понимает: Почему нельзя обижать слабого. Почему нельзя быть жадным. Почему нужно уважать родителей... Помните сцену в фильме Терминатор-2: "Ты что?! С ума сошел? Ты же его мог убить!" - "Да" - "Людей убивать нельзя!!!" - "Почему?" - "...ну...ну...ну потому что нельзя! Поверь мне на слово".

А ситуация была такова: ребенок жадничает и не делится конфеткой с сестрой. Родитель: "Так нельзя, жадничать нехорошо. Надо делиться". Ребенок в ответ: " Зачем делиться? Делиться глупо. Тогда мне достанется меньше".

  

 2005-12-17  10:16:55
  volod  На людей с антиобщественным мировоззрением влияют рассказы (разъяснения) о них адресованные отечеству и человечеству.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-12-19  18:44:41
  Belyanin  %ребенок жадничает и не делится конфеткой с сестрой.%
не очень понятно, как можно делиться конфетой.
некоторые производители специально делают маленькие бутылочки для воды, небольшие баночки прохладительных напитков, маленькие батончики типа сникерсов с тем, чтобы человеку не получилось делиться, если ... кто-нибудь захочет, чтобы едящий поделился с ним.

  

 2005-12-20  05:13:49
  Insomnia  Хммм... конфетку можно разрезать ножом хоть на 10 частей -при желании. Вопрос не об этом. Вопрос о том, что у человека этого альтруистического желания не возникает, а возникает эгоистическое: оставить все себе. Возможно, меня просто правильно воспитали (за что спасибо родителям), но я в детстве всегда испытывала неподдельный кайф, принося маме (бабушке, отцу) конфетки, которыми нас угощали в детсаду. И подарки я люблю дарить- даже больше, чем получать. Просто та радость, которую испытывает человек, которому я дарю подарок, для меня ценнее денежного ресурса, на этот подарок затраченного. А "жадины", как говорят дети, лучше эти деньги себе оставят и на них что-то себе же купят. Если речь идет о взрослом человеке - это его право и его свободный выбор: он сознательно жадничает. А вот с ребенком как быть? Какими словами объяснять, почему так нельзя?
Да черт с ней, с конфеткой. Вот еще ситуация: я работала в детсаду, и один из детей (здоровенный детина, по мерам шестилеток) стал бить девочку из своей группы (надо ли говорить, что силы были неравны). Я остановила бойню и попыталась объяснить мальчику, что девочек бить нельзя. На его вопрос "почему?" ответила: потому, что они слабые. А он говорит: ну и что? Слабая -это удобно, она сдачи не даст. И здесь мое вербальное сознание вошло в ступор.... вот я, собственно, о чем.

  

 2005-12-21  14:37:47
  Belyanin  не очень понятно, как карамельку, к примеру, резать на 10 частей.
Но это, как говорится, придирки.
на самом же деле:
" У сильного всегда бессильный виноват" (дедушка Крылов)
"Горе одному - один не воин. ... каждый сильный ему господин, и даже слабые, если двое" (Владимир Владимирович, но другой).
"Смелость берёт города"
"Победителей не судят"
"Нахальство - второе счастье"
и так далее. Кто сказал, что слабых надо жалеть? На каждое высказывание в защиту слабого можно найти оправдание силы и наглости.
Так что в речевом плане силы равны. Но не в жизни. Слабые слабее...

  

 2005-12-21  19:15:20
  Insomnia  Это Вы серьезно -что слабых жалеть и защищать не надо?
А про смелость, берущую города... Можно ли нападение на слабого считать смелостью?
Я, например, люблю здоровый цинизм. Но цинизмом я его считаю ровно до тех пор, пока циничные шутки направлены против самого шутящего. А если т. наз. циник пытается задеть сакральные чувства других, то я на него вербально наезжаю. И бью наотмашь - психологически, естесснна:) и считаю себя в праве это делать, потому что он- сильный, а обижает слабого. Помню как-то на старой работе коллега (примерзкий дядька, надо сказать) спросил женщищу, работавшую с нами, чего она такая сегодня мрачная. Она ответила, что умер отец и вчера она была на похоронах. Дядька и спрашивает: ну и как, вкусно там кормили? Можете представить реакцию женщины, три дня назад потерявшей близкого человека? Я - не просто могу представить. Я ее видела. Ну и наехала я на сакральные чувства дядьки. И ничто меня не остановило - ни присутствие коллег, ни его т. наз. "нежные чуйства-с" ко мне. Не знаю, научило ли это "сильного" дядьку, что на любую силу можно найти противодействие...не знаю, судить не берусь. Но то, что его травма дала ему возможность понять глубину травмы, им нанесенной, это точно.

  

 2005-12-23  22:59:04
  volod  Наезд даёт больший эффект, когда происходит на глазах отечества и человечества.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-12-23  23:26:59
  Insomnia  Гениально, друг Любарский! Жму лапу!
Вот как можно "сильному" объяснить базовые ценности... на глазах народа! Например, на защите проекта/диссера/т.д. А теперь представим себе Вас и комиссию...Как же Вас удобно не защитить- Вы ж всему Совету сдачи не дадите! (циничный смех)

  

 2005-12-23  23:33:04
  volod  Одно дела, когда на глазах (на слуху) у узкой группы и совсем другое, когда на глазах (на слуху) у отечества и человечества или его значительной (существенной в контексте ситуации) части. Интернет нужно учиться использовать.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-12-24  13:49:36
  Insomnia  Ну нет. Интернет - это нечестно. Подлый анонимный удар из-за угла. Это как на заборе написать "Вася дурак". Я имела в виду- такая картина: Диссертационный совет, защищается кандидатская и стоит на трибуне диссертант, осознающий, что и он иногда может быть в позиции слабого... впрочем, цена слишком высока, если не защитится. Так и жизнь сломать этому "сильному" можно. Беру свои слова и идеи обратно:)



Отправка отредактированного (12-24-05 19:37)  

 2005-12-24  16:14:23
  volod  Во-первых, анонимность интернетовских публикаций часто очень относительна. Во-вторых, в данном случае, анонимность оправдана особенностью жанра. А, в-третьих, важно, кто, о чём и о ком, и для чего (и после чего) пишет. Представим, например, сильный (с примерами!) текст о том, как проходят "защиты" дипломов и диссертаций. После этого многое может измениться.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-12-24  19:02:19
  Dark  Почему социум не одобряет наезд на слабых? По-моему, потому, что важно внутригрупповое единство. Поэтому упомянутое отчитывание "Сильного" на глазах важной для последнего части этого самого социума будет для него чувствительно, т.к. социуму достаточно явно не одобрит, что его, по факту, разрушают.
А насчёт конфетки - ценнсти усваиваются изначально в подражании. Если отбросить потенциальные проблемы в семье и с друзьями, то иногда иметт сиысл, например, проверять, а чего дитё по телевизору смотрит. Упаси, Господи, если MTV, например!  

 2005-12-28  13:02:47
  Lozkovaiya  А расскажите ребкнку сказку про счастье. Мол счастье , это когда ты часть чего то. Часть твоей конфетки сделает другого челоека радостей. Ты увидишь эту радость и улыбку и тебе будет приятно и в следующий раз тот кому ты конфетку подарли даст тебе часть своей радости. Хочешь? . Если ребенок отвечает, что ему плевать на радость другого. То тогда можно рассказать сказку о том как на необитаемом острове плохо живется одному  

 2006-01-08  16:32:18
  Belyanin  %То тогда можно рассказать сказку о том как на необитаемом острове плохо живется одному%
Это верно в отношении книги Golding-а "Повелитель мух" (дети, оставшиеся одни на острове дичают), но неверно в отношении "Робинзона Крузо", где Дефо, взяв за основу жизнь Александра Селкрика) воспел самостоятельность и независимость человека от общества. Протестантская мораль (?)

  

 2006-01-09  18:21:15
  Lozkovaiya   Валерий ;), я удивлена. Подсчитайте сколько в прцоентном отношении стпраниц к общему числу там посвящено нытью по поводу одиночества и описании депрессии. А как же Пятница? Как робинзон рабовался когда тот появился. Специально перечитаю книгу (прям задели ;) чтобы найти там воспевание независимостит и самостоятельности от общества.
Согласна - апофеоз протестанской этики.

Повелитель мух страшная книга . для маленького ребенка не подойдет. Я бы сочинила для возраста 2-6 лет что либо более "мягкое" (имхо)...  

 2006-01-09  20:21:49
  Belyanin  да, в текст не посмотрел. Видимо, школьная трактовка в голове засела (правда, не уверен, что это советская трактовка, так как учил англ. литературу по учебнику на английском языке)
А "Повелитель мух" ведь входит в программу средней школы (кажется в 11 классе многих штатов). Да и кино рекомендуется. Похоже на мультик "Бойня номер пять" - жутко, но урок хороший.
Типа "Преступления и наказания", где мораль наоборот: не убий, а то если убьешь так-то и так-то, так-то и так-то спланируешь, то будешь мучаться так-то и так-то. Мораль "от обратного", так сказать.

  

 2006-01-10  18:29:56
  Lozkovaiya  Хм, перечитала первый пост. Insomnia писал(а):

> А ситуация была такова: ребенок жадничает и не делится
> конфеткой с сестрой. Родитель: "Так нельзя, жадничать нехорошо.
> Надо делиться". Ребенок в ответ: " Зачем делиться? Делиться
> глупо. Тогда мне достанется меньше".

Не делиться конфеткой с сестрой. Может это избирательное отношение к сестре. Обычное сиблинговое соперничество? Какая сестра младшая или старшая? Какой возраст детей. Цель тогда общая какая у родителей и терпевта? Исходя из цели я и у буду сочинять сказку. А то окажется что "Робинзон Крузо", "Повелитель мух" и прочеее совсем данному ребенку не нужны. Отношения в семье далеки от гармоничных. Если так я бы сделала расстановку по Хелленгеру. Там достаточно "слов-решений"...  

 2006-01-10  20:11:04


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.










Поиск информации на сайте

Rambler



Rambler's Top100





Рассылки@Mail.ru
Физическое и психическое развитие ребенка




Архив номеров и
условия подписки на журнал.


Яндекс цитирования







Google Groups Детская психология
Просмотр архивов на groups.google.ru