психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





Советская пропаганда



  ptichka  Меня интересует, в частности, советская пропаганда в годы войны в Афганистане 1979-1989 годов. Пожалуйста, поделитесь информацией!!!!  

 2005-03-28  15:40:12
  Belyanin  27 декабря 1979 года "ограниченный контингент" советских войск вошел в Демократическую республику Афганистан по просьбе тогдашнего правительства.
1. За неделю до этого по всем "контрактам" (местам, где работали советские специалисты) проехались лекторы ЦК КПСС, и прочитали лекцию о том, что американцы вот-вот высадятся в Кабуле. Можно попытаться найти кого-нибудь из тех, кто читал такую лекцию. Я только слушал. 4 часа она длилась. Это был очень классный пиар. Запугали страшно.
2. Бабрак Кармаль просил СССР войти по радио. Я сам слушал это на волне, где обычно вещает Ташкент.
3. Помимо пропаганды СССР была и пропаганда внутри страны. Так, после ввода войск в Афганистане появилось много плакатов. Один помню очень живо: "СССР построил социализм за 63 года, а мы построим за 63 месяца". Очень красочный.

Вспомню, напишу ещё. давно дело было.

  

 2005-03-29  20:19:55
  ptichka  Спасибо огромное!
Валерий, как Вы думаете, мне кто-то из участников форума ответит еще?  

 2005-03-30  08:40:08
  Belyanin  Если будут еще ответы, или я напишу еще что-нибудь, я постараюсь сообщить Вам об этом по э-почте.

  

 2005-03-30  19:02:26
  Belyanin  тут немного есть об общей обстановке.
http://www.nlo.magazine.ru/politican/64.html
я мог бы подобное написать, если будет заказ.

  

 2005-06-16  08:05:55
  Оксана  Добрый день!

Если тема еще актуальна, предлагаю обратиться к книге Н.Л.Волковского "История информационных войн", часть 2. Там очень много по пропаганде вообще, страниц 15-20 посвящено советской пропаганде в Афгане (пропагандистское обеспечение военной акции).
Если книгу будет сложно достать - пишите мне на e-mail. Попытаюсь отсканировать странички, или дать более конкретные ответы на вопросы по электронной почте.

С уважением,
Оксана Тычинская  

 2005-07-03  18:11:13
  volod  Советская пропаганда осуществлялась, в основном не для эффекта, а для отчёта. Пропагандисты совершенно не верили, что они могут кого-то убедить. Вместе с тем, присутствие на пропагандистких мероприятиях воспринималось, как. . ., представьте себе, работа! Так, например, тупые учителя воспринимали лекции в райкоме КПСС. Подчёркиваю! Это не воспринималось, как учебное или инструктивное мероприятие. Бессодержательность лекций осознавалась. Работой считали именно присутствие. Это не было даже обрядом. Это не имело почти никакой рациональной основы. Впрочем, те кто проводили такие мероприятия, возможно хотели приучить (тех же учителей) к повиновению.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-07-04  00:14:34
  Belyanin  повиновение было не только в посещении.
необходимо было повторять уроки, пройденные на лекциях (на политсеминарах).
многие верили тому, что говорилось, потому что это исходило из авторитетного источника, подтверждалось печатными изданиями и сообщениями по телевизору. к тому же, нередко информация сообщалась как конфиденциальная, и восприимчевость к ней повышалась.
в некоторых местах содержательность лекций была исключительно высокой. говорить о всей пропаганде как о не эффективной никаких оснований нет.
П.С. У меня высшее политическое образование, полученное в стенах МГУ - 2 года Университета марксизма-ленинизма (специальный курс философии для профессорско-преподавательского состава). Я имею все основания говорить именно так.

  

 2005-07-04  05:00:10
  volod  Благоприятные для советского режима базовые представления (например, представление, что социализм -- это хорошо, а капитализм -- это плохо) формировались не благодаря пропаганде. А пропаганда иногда, конечно, перерастала в реальное политическое и прочее просвещение. Это многие ценили. (Воспринимая пропагандистов, от которых это исходило, как "Штирлицев".) Ощущение конфиденциальности, "причастности" (я имею в виду, конфиденциальность и как бы интимность -- с КПСС А у кго-то -- это было по отношению к "Штирлицам") было у части элитарных слоёв и у части рядового состава вооружённых сил. (Последнее я с удивлением наблюдал, работая в военном учреждении.) А "посерёдке" ощущение причастности-конфиденциальности было у рядовых коммунистов. У меня такое впечатление, что армейское доверие к пропаганде "на гражданке" проходило. Отчасти по мере взросления, а отчасти из-за изменения обстановки.

Ничего не могу сказать о том, как в некоторых головах "взаимовлияли" советская (в том числе, детсадовская и школьная) и антисоветская (в том числе, исходящая от родителей) пропаганды. Известная мне история: Мальчик, вернувшись из детского сада, с энтузиазмом говорит -- "Дедушка-Ленин! Дедушка-Ленин!"; Мама (ледяным тоном) -- "Ты не знаешь, как зовут твоего дедушку!". Опросил бы кто-нибудь нынешних 30 -- 60-летних дяденек и тётенек, как у них всё это в головках перемешивалось.

ЛЮБАРСКИЙ

  

 2005-07-04  10:18:26
  Оксана  Здравствуйте, Volod!

Вы пишете: "Благоприятные для советского режима базовые представления (например, представление, что социализм -- это хорошо, а капитализм -- это плохо) формировались не благодаря пропаганде."
Может и верно, но не для всех. В случае со мной анекдот про Ленина как раз актуален.
Поясняю: в 1986 году я пошла учиться в первый класс. Для меня на тот момент было существенным то, что я вскорости стану октябренком, пионером; я знала множество стихов про "дедушку Ленина" и действительно думала, что капитализм - это хреново, братцы. И все это было плодом именно пропаганды (т.к. партийных и сочувствующих режиму в моей семье не было) и продолжалось до моих одиннадцати-двенадцати годочков пока система полностью не развалилась.
Зато теперь у меня стойкий иммунитет к пропагандистким вылазкам всех режимов (что красных, что коричневых, что оранжевых)...  

 2005-07-07  00:46:23
  volod  Здравствуйте, Оксана! Я думаю, что если человек родился и растёт в такой стране, в которой нет частной собственности на фабрики, заводы, магазины, а потом узнаёт, что такое положение вещей установилось благодаря революции (и, что в тех странах, в которых такой революции не было, есть частная собственность на всё это), то в этом случае, у него, скорее всего, сформируется представление, что отсутствие частной собственности на всё вышеупомянутое -- это хорошо, а наличие таковой -- это плохо. Такое представление сформируется не благодаря сказке Аркадия Гайдара о Мальчише Кибальчише и "буржуинах" и не благодаря поэме Маршака о мистере Твистере. Человек и без сказок воспримет, как должное "порядки" своей страны и, как не должное, порядки страны чужой и, к тому же, его стране противостоящей.

В общем, на мой взгляд, базовые представления формируются благодаря влиянию действительности, а не пропаганды. А представление, что Ленин хороший человек -- это не базовое представление.

. . .Впрочем, всё это умозрительно. Написали бы о том, как у Вас формировались и базовые и не базовые представления и какой пропаганде (и с каким эффектом) Вы подвергались. Допускаю, что Вы меня, в существенной степени, опровергнете.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-07-07  11:40:39
  Оксана  Здравствуйте, volod!

Хм, сложный вопрос Вы задали. Я уже и не помню конкрететно, какой пропаганде я подвергалась, чтобы теоретически разложить по полочкам: где были базовые представления, а где труды пропагандистов.
Да и не задумывалась я в свои семь-двенадцать лет о том, хорошо ли иметь частную собственность или плохо. Просто мысли о том, что капитализм - это плохо, а социализм - хорошо впитывались еще с молоком матери. Они принимались на веру так же, как существование Деда Мороза.
Хотя, если смотреть с чисто практической точки зрения, стишки про мистера Твистера вполне можно воспринимать как пропагандисткий каркас с жизненной начинкой, изюминкой так сказать. Да и почти вся действительность того времени была пропитана подобными "жизненными" по форме и пропагандисткими по сути ситуациями и произведениями советских классиков (за исключением сухих теоретических изысканий профессоров партийных школ). А тех граждан, кои являли миру мысли, несхожие с официальной идеологией, обзывали диссидентами и делали им немножко больно...
Просто многие к этой внушаемой массе так привыкли, что не замечали ее, даже мыслей не было копаться в теории. Ведь если глаз не способен увидеть что-то очень большое, это не значит, что этого большого на самом деле нет...

С уважением,
Оксана Тычинская  

 2005-07-08  00:24:26
  Кирилл1  у меня дипломная работа о радиопропаганде в Афганестане СССР,помогите с материалом  

 2006-11-16  21:28:14
  Belyanin  до ввода советских войск там не было радио. приемники только начали появляться. было радио пакистана и из Ташкента шли передачи (я слушал передачу оттуда воззвание Б.Кармаля).
так что лучше спросить у узбекских товарисчей.

  

 2006-11-17  13:49:32


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология