психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





Музыка для вынашиваемого ребёнка



  Злата  КАК разговаривать с вынашиваемым ребёнком?
Очень просто. Вот так.

http://www.doktor.ru/doctor/lazarev/index.htm  

 2005-03-20  21:55:29
  adada  Если не ошибаюсь, серьезные специалисты относятся к подобным "сопренаталам" (или "сопранаталам"!) примерно так же, как астрономы к астрологам или государи к милостивым государям... :)
Как вчерась сказали по ТВ, такие [i]практики[/i] вполне безобидны, пока они не начинают перетягивать одеяла грантов на себя.

  

 2005-03-21  11:13:55
  Belyanin  Не очень понятно, скольким людям была предъявлена подобная музыка и с каким результатом.
==========================
Оффтопик:
Вчера увидел в магазине прибор для отпугивания домашних насекомых, обычных и летучих мышей, белок. Давно мечтал о таком ультразвуковом приборе. В магазине распаковал, включил в розетку и послушал во всех 9 режимах. Через минуту жутко заболела голова. Потемнело в глазах. Понял, что не смогу установить дома такой ультразвуковой прибор, хотя и имеющий какие-то научные основания.
===========================
Поэтому вопросы общего плана:
Какие основания есть у звуков Сонатала?
Каково воздействие на мать и на плод?
Через какое время замерялось воздействие?
Пока на такие вопросы нет ответа в сертификате продукта - его нельзя рекомендовать к применению.

  

 2005-03-21  16:57:15
  Злата  Adada, а Вы не могли бы назвать имён более "серьезных специалистов" (и практиков, пожалуйста, без кавычек ;) ) в пренатальной психологии, чем проф. М.Л.Лазарев? :) Назовите хотя бы одного, а потом будем разговаривать дальше. А то из Вашего поста можно сделать вывод, что Вы, ну оооочень мягко говоря, не в контексте. ;)

Уважаемый Валерий :), Вы совершенно правы в своих вопросах, и удивляют и грустят меня не они, а то, что на заграничных конференциях зал хлопает стоя, когда Лазарев представляет свой метод, а в своём отечестве, как обычно, к пророкам относятся... определенным образом. Уж извините за неуместную в форуме эмоцию - горькую иронию на этот раз - никогда я к этому не привыкну. Слишком близко это видела. А к этому вообще привыкнуть можно?


Отвечаю коротко.
"Какие основания есть у звуков Сонатала?" - главный звук Сонатала - это материнский голос. :)
Остальную информацию я взяла с сайта

http://twins.popular.ru/pregnancy/items/st44.html

Метод “Сонатал” апробирован с 1984г. в детских поликлиниках и женских консультациях Москвы, Сыктывкара, Магнитогорска, Тамбова и других городов России. Особое развитие метод получил в г. Набережные Челны, где на выборке в 1000 человек (500 - группа пренатального воспитания, 500- контрольная группа) были получены следующие факты:

Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ)- 92,5 %.
Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, а в КГ - 15 %.
Состояние здоровья новорожденных, выписанных из родильного дома, в обоих группах разделилось следующим образом (см. Таблицу № 1).

Интересные данные были получены и в анализе заболеваемости детей в возрасте до 6 месяцев. Если в контрольной группе заболеваемость детей составила 17,77 %, то в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже- 7,20 %.

Анализ же нервно-психического развития показал, что дети этой группы (ПВ) на 1 месяц опережают в своем развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по методу “ Сонатал” оказались выше соответствующих норм в России( см. Таблицу № 2).

Таблица №2. Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по системе “Сонатал”

В качестве документа, подтверждающего эффективность данного метода можно привести резолюцию Республиканской конференции “Новые технологии в перинатологии. Дородовая педагогика”, проходившую 24-25 сентября 1998г. в г. Набережные Челны Республики Татарстан. В резолюции отмечается, что на конференции обобщен трехлетний опыт работы детских поликлиник и женских консультаций города Набережные Челны по проблемам сохранения здоровья и управления процессами, влияющими на состояние здоровья беременных женщин, детей раннего возраста и подростков.

Было отмечено, что применение методики “Сонатал” одновременно во всех детских поликлиниках и женской консультации города позволило значительно снизить младенческую смертность ( 1996 - 18 промилей; 1997 - 11,5 промилей; 1998 - 8 мес. - 10,8 промилей), заболеваемость детей в перинательном периоде и в возрасте до 1 года.

Выявлено влияние метода на состояние здоровья беременной женщины, заболеваемость в течение беременности, а также длительное сохранение лактации.

Методика, а также ее элементы, разработанные в городе, начали применять в школах и дошкольных учреждениях. Это дало основание сделать вывод о том, что в г. Набережные Челны создана модель управления состоянием здоровья беременных женщин, подростков и детей, начиная с пренатального возраста.

Конференция считает, что разработанная модель является действительно эффективной и может быть использованана в практическом здоравоохранении как в данном регионе, так и в других территориях Российской Федерации.

Кроме занятий с самими детьми, мы в 1985г. провели месячный эксперимент по музыкальным занятиям с кормящими мамами отделения недоношенных детей НИИ педиатрии АМН СССР, которые два раза в неделю, по одному часу пели и играли на триолах- детских духовых музыкальных инструментах. В результате мы получили неожиданный эффект- улучшение лактационной функции у матерей, что расширило наши представления о возможностях эмоционально-дыхательного тренинга и влиянии его на телесные функции.


Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную) и даже управлять их развитием.

Во-вторых, найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ.

В-третьих, полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

Главный вывод, который можно сделать, обобщив все данные исследования, заключается в том, что музыкальная стимуляции развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах.

При этом выяснилось, что занятия по методу "Сонатал" активизируя жизнедеятельность беременной женщины и способствуя формированию ее здоровья, определяют ее отношение к ребенку в будущем.

Проведенное нами исследование позволило выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление).

Таким образом дородовый период рассматривается в рамках разработываемой нами теории формирования здоровьеобразующей деятельности как период, в котором с помощью специальных методов ("Сонатал") возникает импринтинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями.

Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными позволили нам выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импринтинга.


Метод рекомендован к применению МЗ РФ с 1996г.  

 2005-03-22  00:10:30
  Злата  Я, собственно, написала, ибо мне показалось по прочтению ветки о разговоре с будущим ребенком, что здесь есть люди, которым будет интересно узнать, что метод оздоровления и развития будущего ребенка, предполагающий ежедневную дозированную вокально-речевую деятельность матери, существует.
И некоторые вещи, о которых они спорили, не стоят спора... :)) После того как видишь, как младенец реагирует комплексом оживления на песню, которую ему (в утробе!) пела мама 8(- тебе теоретические рассуждения о том, слышит он там внутри или не слышит, а если слышит, то что... - тебе все эти теоретические рассуждения будут... ну, неинтересны немножко - словно бумагу жуёшь. Для "сонатальных" мамочек такой вопрос не стоит: они занимаются со своим неродившимся ребенком, и знают, что он их слышит, ибо реагирует, и реакция на песни сохраняется после рождения. Специфическая реакция: скажем, на песню кормления одна, а на колыбельную другая. Ну, а что же тут удивительного? Разве простой здравый смысл не говорит о том, что это так и должно быть? Никак в толк не возьму. :)
Хотя да, конечно. Если нас не удивляет, скажем, что стандартная процедура родов производится в самой неудобной для женщины позе (хорошо хоть не стоя на голове), то где уж нам прочие глупости заметить...  

 2005-03-22  00:36:49
  Michael  Вот бы К.Лоренц порадовался за гипотезу "пренатального импринтинга" проф. Лазарева, глядишь и Кашпировскому с Чумаком перепало бы.  

 2005-03-22  06:56:19
  Лимонка  "Главный вывод, который можно сделать, обобщив все данные исследования, заключается в том, что музыкальная стимуляции развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах".

На мой взгляд, гораздо большее положительное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка оказывает психологическое благополучие его мамы. Если у женщины, например, нелады в семье, с мужем, она живет в постоянном стрессе, то музыка не поможет, т.е. целебных песен она петь не сможет.  

 2005-03-22  09:28:35
  adada  Злата! вначале хотел посетовать на некоторую избыточность экзальтации, правда, перечитал Ваши сообщения и увидел, что Вы и сами это почувствовали. А перечитав свои, понял, что перегнул с "серьезными специалистами". :)
Сказалась инерционность мышления: перед этим тема подталкивалась в направлении лингвистическом, подбирались факты, которые вроде бы свидетельствуют о речевой природе воздействия звуков на плод.

Как уже здесь, на форуме, кажется, объясняли, любой эффект воздействия музыки на плод связан исключительно с эмоционально-психологическим влиянием этой музыки на организм матери. А дальше -- дело техники, приборов. Мне, действительно, незнакомы теоретические установки М.Л. Лазарева, положенные в основу конструкции такого прибора, поэтому сошлюсь на другого специалиста -- М.Ш. Бонфельда.

Бонфельд попытался доказать, что "музыка -- это речь на неязыковой основе". И в этом тоже нет ничего удивительного, если предположить, что музыка, ритм лежали в основе пра-речи. Если в этом есть хотя бы доля истины, то можно продвинуться вперед и вообразить, что "облучение" плода музыкой кроме эмоциональной составляющей включает в себя и стимуляцию тех структур мозга развивающего фетуса, которые будут чуть позже отвечать за речевые функции.

Но серьезные специалисты... дальше Вы уже знаете! :)

  

 2005-03-22  10:05:02
  Андрей Белов  Насчет связи музыки и человека вообще еще много неясного, но, мне кажется, что эта тема чрезвычайно продуктивна. К примеру, я убежден - насколько можно быть убежденным в таком вопросе - в том, что в основе человеческой речи изначально лежали некие музыкальные вокализации (т.е. сначала был, так сказать, "человек поющий", homo canens (?) :)), благодаря которым и сформировался нужный речевой аппарат. Занятно, но подобные идеи разделялись и достаточно видными мужами от лингвистики (Есперсеном, например).  

 2005-03-22  11:20:31
  adada  Тогда еще раз назовем и Николая Ивановича Жинкина, у которого учились и многие современные видные мужи!
Он писал по поводу своих наблюдений за "нянькиным языком" и способностью матери понимать значение крика своего ребенка:
"В просодии, как видно, выражено коммуникативное действие, поступок человека, имеющий смысл. Вот почему значения усваиваются ребенком из просодии -- самого высокого уровня человеческого языка".
Далее Жинкин говорит о постепенном приближении ребенка к "нормальному" языку, как о процессе замены субститута по Гвоздеву.

Такие рассуждения "видных мужей" и наталкивают на мысль, что между "музыкой предков" и нашим языком мог существовать промежуточный субститут -- язык дрессуры. "Хвост" которого, как следы кимберлитовой трубки, возможно, стремятся сегодня поймать на стыке психологии и лингвистики. И который до сих пор носит каждый ребенок. :)

+
Андрей Белов, не могли бы Вы указать, где именно у Есперсена говорится о "музыке"?

  

 2005-03-22  13:33:44
  Michael  Злата говорила об акушерстве, педиатрии и медицинской психотерапии, вывод о "пренатальном импринтинге" противоречит нормальной физиологии, поверьте, вся она является результатом научного творчества специалистов, по учебникам которых учился и сам уважаемый господин Лазарев.

А откровенно бредовых концепций за подписью 3-х профессоров и даже одного академика РАН, я вам приведу соответственно числом 4 только свежих за этот год. Т.е. тех, которые проворечат основам научности.
Музыка сама по себе, это уже совершенно иной разговор.  

 2005-03-22  14:17:34
  Андрей Белов  2Adada:
Извините, не помню точно название работы. В Инете, по-моему, ее нет.


  

 2005-03-23  01:02:29
  Belyanin  Вот что написано на эту тему в последнем номере журнала
"Психология сегодня" (американской издание) Jan/Feb 2005

Если коротко - и по-русски :) - то "эффект Моцарта" (когда испытуемым давали слушать его музыку, и предлагали решать разные задачи) не подтвердился в последующих экспериментальных исследованиях.

==============================================
Mozart Babies

All parents want the best for their children, which is presumably why millions of moms and dads have played Mozart for their babies over the past decade -- especially the Sonata for Two Pianos in D Major. In 1993, researchers Frances Rauscher and Gordon Shaw announced that playing this piece for college students temporarily increased their "spatial reasoning ability." To be precise, some of the students were better able to make judgments about how pieces of paper would look after they were folded and cut in certain ways. The researchers suggested that the music of Mozart (but not of other composers) had a positive impact on the brain.

From this modest study a large industry has grown, driven in large part by musicologist Don Campbell, who trademarked the phrase "the Mozart Effect" and published a best-selling book about the idea in 1997.

Although there is evidence that intensive training in music may produce some general cognitive benefits, there is virtually no evidence that merely listening to music -- even to Mozart -- produces any significant or lasting effects. Even the original Rauscher and Shaw study has proved suspect; attempts to replicate it -- including a careful 1999 study -- have failed.

Meanwhile, hospitals around the country give out Mozart CDs to new parents, and the governors of Tennessee and Georgia have made this practice mandatory in their states.
===================================================
но госпитали продают диски. а их покупают :-)

  

 2005-03-23  17:33:48
  adada  %%"эффект Моцарта" (когда испытуемым давали слушать его музыку, и предлагали решать разные задачи) не подтвердился%%

Слава Б-гу! Значит любителям можно будет в этом направлении еще немного умственно поспекулировать! :)

  

 2005-03-23  18:54:31
  Michael  Вот самое интересное, что я узнал за последнее время о музыке из форумного поста Anuk, но самих текстов не видел :)

"Красота и мозг" Биологические аспекты эстетики. Под редакцией И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна Перевод с английского М. А. Снеткова, Ю. Л. Амченкова, канд. биол. наук В. Ф. Куликова и Н. О. Фоминой Москва «Мир» 1995

Эпстайн в своей статье «Соотношение темпов в музыке: везде и всюду одни и те же?» выдвигает гипотезу о существовании биологического механизма регуляции ритмов. В статье он рассматривает примеры исполнения музыкальных произведений разных народов, по результатам анализа которых он приходит к выводу, что при перемене темпа изменение соответствует отношению между небольшими целыми числами. Т.е. если произведение имеет несколько разнотемповых частей, то каждая часть по сравнению с предыдущей будет ускоряться или замедляться согласно соотношению малых целых чисел (2:3, 1:2); а первая и последняя части, например, могут быть идентичны по темпу ( как, например, в классических западноевропейских музыкальных произведениях). Автор анализирует музыку различных народов, культуры которых не могли повлиять друг на друга и распределение территорий которых охватывает почти все материки, что позволяет говорить о едином для всех людей, т.е. присущем человеку как виду, механизме «удержания» или регуляции ритмов.
Тернер и Пёппель в своей статье «Поэзия, мозг и время» пишут, что поэзии всех культур свойственна трехсекундная строка, которая «подогнана к трехсекундному «текущему моменту» системы, перерабатывающей слуховую информацию». Слуховое восприятие – это развертка слуховых стимулов во времени, а трехсекундный интервал включает в себя первичный анализ и отреагирование на стимульный материал.
Правое полушарие наделено, согласно авторам, музыкальными и изобразительными способностями, а левое – лингвистическими. С помощью ритмического чередования звуков оба полушария приводятся во взаимодействие. «Специальные средства языкового самовыражения и восприятия речи заключены в пределах двух небольших участков левой височной доли, но воздействие стихотворного размера выходит за тесные рамки и вовлекает в работу механизмы всего остального мозга».

Т.е. "эффект Моцарта" имеет психотерапевтичекую природу?



Отправка отредактированного (03-24-05 08:22)  

 2005-03-24  08:18:44
  Андрей Белов  Тема поэзии в связи с мозгом и музыкой - интересна, но "трехсекундная строка" - фантазия авторов (вспомним хотя б гекзаметр, самый распространенный в античности метр: "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, пелеева сына, грозный...").  

 2005-03-24  12:30:41
  Michael  Тут скорее всего речь о мозговых синхронизациях кратных "трехсекундной строке"  

 2005-03-24  18:28:31
  Michael  Злата, так что будем делать с "пренатальным импринтингом"? Похороним навсегда или есть аргументы "за"?  

 2005-03-27  09:43:30
  adada  А заодно о переключении импринтинга с пре- на постнатальный! С первым глотком воздуха?! :)

  

 2005-03-28  09:19:18
  Michael  Интересно, как бы в случае такого импринтинга выглядели классические наблюдения К.Лоренца?
.... Гусинные яйца, как теннисные мячики за дедушкой Конрадом - прыг-прыг-прыг  

 2005-03-28  12:21:06
  adada  Пока Злата -- молчание...
Помните, как Вронского из деревни тянуло в город к свету, а Толстой это сравнил с желанием вытянуть онемевшую конечность?
Ножки-то в утробе-яйце шевелятся! И к кому-то тянутся... :)
Разве мозг в предпоследнюю минуту не готов к исполнению воли природы? А в предпредпоследнюю?

  

 2005-03-28  12:45:57
  Michael  Ну, если вы хотите перевернуть всё в обратную сторону в пользу Златы, то пожалуйста.
Если вылупление из яйца практически равно акту живорождения млекопитающих и преждевременное искуственное разбивание яйца не влечет утраты способности к импринтингу, то вот вам и полное восстановнение вашей позиции вне моей жалкой критики и да здравстуют работы профессора Лазарева :)  

 2005-03-28  14:55:02


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология