психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





Исследование по фоносемантике



  Leer  Сегодня я столкнулся с очень забавным исследованием...
Одна из наших студенток - дипломниц делает следующее исследование:
56 переменных (буквы, все согласные, все гласные, некоторые согласные с мягким знаком) и дихотомическая система оценки (не шкалы, а две группы) - такие как "Мужественный-женственный", "Страшный-безопасный" и т.д., всего около 30.
Интересно, насколько это исследование осмыслено - на 30 минуте уже с трудом различаешь тонкости в различиях значений, на 50й - с трудом различаешь буквы ;)

Это все эмоции, но, на мой взгляд, это исследование малопродуктивно и несколько некорректно...
Господа специалисты, Валерий Павлович, что вы думаете по этому поводу?  

 2005-02-28  11:46:34
  Belyanin  многие работы студенческие, в которые входит опрос респондентов грешат избыточностью:
- спрашивают о том, что и так ясно
- спрашивают о том, на что нельзя ответить
- задают вопросы, ответы на которые не дают никому ничего
- не имеют гипотезы
- однотипные и утомительные
- организованы путано
- не имеют чёткой инструкции
- не предполагают статистически достоверного результата (или мало испытуемых, или мало шкал)
- много шкал
- много вопросов
В данном случае, скорее всего, нарушено многое.
1. какая гипотеза?
2. какая инструкция?
3. что такое "согласные с мягким знаком" - это один звук (тогда надо н' писать, а не "нь") или две буквы?
4. что оценивается - звуки или буквы?
5. если буквы, то почему шкала называется "Мужественный-женственный", а не "мужественная-женственная"?
6. был ли пилотаж? что он показал?
я не к тому, что подобные эксперименты не нужны, а к тому, что их готовить надо.

  

 2005-02-28  17:37:39
  Андрей Белов  Наверно, имеются в виду не буквы, а т.н. звукобуквы? Только тогда почему их так много? Кстати, я сейчас заглядываю в книгу А.П. Журавлева, так там упоминается и отчасти описано исследование автора, проведенное по двадцати пяти шкалам (в т.ч. и мужественный - женственный, безопасный - страшный и проч.), в ходе которого в общей сложности было обработано более ста тысяч (!) ответов. Это я к тому говорю, что, возможно, девушке не стоит стремится к всеохватности, раз уже одно такое масштабное исследование было проведено; лучше подробнее остановиться на каком-то частном аспекте. Хотя, конечно, поезд уже, наверно, ушел.  

 2005-02-28  23:41:32
  Belyanin  тут важно иметь в виду, что Александр Павлович опросил не 100.000 человек, а 80 человекам предъявил 50 звукобукв и попросил их оценить их по 25 шкалам.

  

 2005-03-01  03:21:34
  Belyanin  Тому, кто занимается английской фонетикой или знает, что такое фоносемантика, могу дать link to the wesite which is in progress, он посвящен фоносемантике английского слова. Отвечу только на электронный запрос от человека, который укажет своё реальное имя. Но не всем, извините заранее. Под залог нераспространения информации (пока программа в стадии тестирования).

  

 2005-03-15  19:50:33
  Мария  пожалуйста, пришлите эту ссылку....
я сейчас пишу диплом по фоносемантике, мне это безумно нужно....  

 2005-03-23  10:28:19
  Leer  2Мария
могу порекомендовать зайти на www.vaal.ru ,там интересно, программа - Ваал-мини в бесплатном доступе, анализы дает интересные. Если не знакомы с работой Журавлева "Фонетическое значение", то посмотрите и ее тоже....да, есть подозрение, что Ваал делался на основе исследований Журавлева....;)
2All
Прошу прощения, что поднял тему, а сам столь долго молчу...7 апреля - общая конференция, где эта девушка подробнее расскажет о своей работе, а я тогда смогу пересказать это здесь....  

 2005-03-25  11:00:07
  Марина Викторова  Я ищу информацию о таком фоносемантическом средстве как продление согласных звуков  

 2005-07-12  19:08:11
  Евгения  Здравствуйте!
Я ищу материалы о взаимосвязи музыкальных звуков и слова на волновом уровне. Встречались ли Вам подобные ссылки?
Заранее спасибо  

 2005-08-12  23:48:47
  Sneak-Snake  Что значит на волновом уровне? Интересует сравнение звуковых волн от музыки и от речи? Если да, то ответы могу дать здесь сам, если нет - уточните вопрос.  

 2005-08-13  17:01:33
  Belyanin  есть две музыкальные теории, которые могут быть тут полезны.
1) Чюрленис, который звук музыки соотносил с цветами живописи через своё восприятие
2) Скрябин, на столе которого стояли лампочки, цвет каждой из которых соответствовал определенной ноте музыкальной гаммы.
у них могут быть и мысли о связи слов и музыки.
а еще колыбельные, ритмы шаманов, заговоры (только не читайте книги пермской колдуньи:) Черепановой - можете запутаться).

  

 2005-08-15  14:12:18
  Sneak-Snake  Может быть это?

В музыке чередуются сильные, средние, слабые доли, громкость которых заметно различается на слух. То же самое в речи: в словах бывает от 0 до 3 ударений разной силы. В музыке ударения следуют со строгой периодичностью:

сильная-слабая-... (2- дольный размер)
сильная-средняя-слабая-... (3- дольный размер)
сильная-слабая-средняя-слабая-... (4- дольный размер)
сильная-средняя-слабая-средняя-слабая-... (5- дольный размер)
сильная-слабая-слабая-средняя-слабая-слабая-... (6- дольный размер)
и т.д.

Возможно начало музыкальной фразы не с сильной доли, это называется "затакт":
слабая-сильная-слабая-средняя-... (4- дольный размер)

Если в речи возникает подобная периодичность ударений, то мы получаем ритмичную речь. Если в нее добавить рифму, то получится классический стих, а если не добавлять - "белый" стих.

Соответствие между поэтическими размерами и музыкальными дает песню:

ямб - двудольный с затактом: слабая-сильная-...
хорей - двудольный без затакта: сильная-слабая-...
дактиль - 3-дольный без затакта: сильная-средняя-слабая-...
амфибрахий - 3-дольный с затактом: слабая-сильная-средняя-...
анапест - 3 дольный с 2 долями затакта: средняя-слабая-сильная-...

В музыке требование к периодичности долей более строгое, а в поэзии ритм может нарушаться время от времени. Такие стихи, как говорят, "трудно петь".  

 2005-08-17  00:05:54
  Елизавета  Послушайте, как вы считаете, тема, затронутая и отчасти расскрытая Журавлевым устарела, стоит ли писать по ней работу????  

 2006-03-08  17:36:14
  Belyanin  наоборот: надо перепроверить все данные.

  

 2006-03-08  18:05:48


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.










Поиск информации на сайте

Rambler



Rambler's Top100





Рассылки@Mail.ru
Физическое и психическое развитие ребенка




Архив номеров и
условия подписки на журнал.


Яндекс цитирования







Google Groups Детская психология
Просмотр архивов на groups.google.ru