психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





"Психолингвистический смысл" (интерпретация) автоматических мыслей А. Бека в КБТ



  Michael  Сижу, читаю
Бек, Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. - 400 с.
Особенно заинтересовала в связи с направленностью форума
Глава 6. Выявление автоматических мыслей 101
Особенности автоматических мыслей 101
Объяснение пациенту природы автоматических мыслей 104
Выявление автоматических мыслей 106
Выявление проблемной ситуации 112
Различия между автоматическими мыслями и интерпретациями 114
Различия между более и менее значимыми автоматическими мыслями 115
Уточнение запомнившихся автоматических мыслей 115
Изменение формы "телеграфических" или вопросительных мыслей 116
Обучение пациентов распознаванию автоматических мыслей 118
====================================================
Особенно, конечно, интересно выявление "автоматических мыслей" самим пациентом. Раз это может сделать любой человек, то специалист, вероятно, может значительно больше. И вот у меня возникла такая идея.
А нельзя ли диагностировать "автоматические мысли" в любом художественном и ином тексте?



Отправка отредактированного (07-29-09 17:07)  

 2009-07-29  17:03:20
  Тоже психолог  Очень странные формулировки.
Это психиатрия?  

 2009-07-29  18:19:14
  Belyanin  не смогу входить в другие форумы...
вчера почитал.
Rodriguez, Noelie., Ryave, Alan. Systematic self-observation / Noelie Rodriguez, Alan Ryave. //
Qualitative research methods ; v. 49. Thousand Oaks, Calif. : Sage Publications, 2002. ISBN 0761923071, 076192308X

очень непросто и нормального человека научить осознавать свои мысли, а что уж говорить об акцентуантах. но в целом - идея очень правильная. при наличии гнева, негативных суждений, и даже social anxiety первое что предлагается, это осознать. понять, что это мысль. какая мысль. отсоединить ее от себя, и от своего будущего поведения.
а тут она как бы настолько плотно прилипла к человеку, что даже осознание невозможно....

  

 2009-07-29  18:38:42
  Michael  Уважаемый Тоже психолог, нет это не вполне психиатрия, а всё-таки психотерапия, хотя и психиатрия тоже, т.к. А.Бек - психиатр, а КБТ (когнитивно-бихевиоральная терапия) является обязательным методом, которым должны владеть все психиатры по образовательному стандарту, в частности, в Германии.
Эта книга дочери Аарона Бека - самое систематическое изложение одного из наиболее эффективных методов психотерапии по данным кокрейновских исследований.
Как говорят, западные медицинские страховые компании оплачивают почти исключительно методы КБТ и отказываются платить за другие, в т.ч. психоанализ.
Насколько помнится, эффективность КБТ превышает 30%, следующие по эффективности методы психодинамического направления (около 20%) и т.д. по убывающей. Но это статистика.



Отправка отредактированного (07-29-09 19:11)  

 2009-07-29  19:09:41
  Michael  Валерий Павлович, как понял, текста у вас под рукой нет, нет его и по поиску, поэтому поставлю частичный скан этой главы.
============================================
Глава 6. ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
Согласно когнитивной модели, автоматические мысли, которые определяют последующие эмоции, поведение и физиологический ответ организма, чаще обусловлены восприятием человеком ситуации, чем собственно ситуацией. Конечно, некоторые события могут быть безусловно травмирующими: оскорбления, отказы, всевозможные неудачи. Но людям, имею психологические нарушения, свойственно неверно трактовать нейтральные или даже благоприятные для них ситуации. В таких случаях автоматические мысли бывают искаженными и предвзятыми. Выявление ошибок мышления, их критичная оценка и коррекция способствуют улучшению состояния пациентов.
В этой главе представлены особенности автоматических мыслей, а также техники, позволяющие их выявлять. Вы узнаете о том, как следует разъяснять пациентам природу автоматических мыслей, разницу между автоматическими мыслями и интерпретациями и обучать пациентов выявлять их собст-венные автоматические мысли. Следующая глава посвящена негативным эмоциям: их выявлению и оценке интенсивности, а также отличиям от авто-матических мыслей.
ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
Автоматические мысли — это поток мышления, который существует парал-лельно с более явным потоком мыслей (Beck. 1964). Эти мысли не свойственны исключительно людям, испытывающим психологический дистресс; они характерны для каждого из нас. Чаще всего мы не отдаем себе отчета в с автома-тических мыслях, хотя этому легко научиться. Научившись осознавать автоматические мысли, человек может также научиться проверять и него нет психологических расстройств).
Например, некий читатель этой книги, знакомясь с содержат главы, может думать: "Я этого не понимаю" и немного тревожиться. Однако он может спонтанно (то есть неосознанно) откликнуться на эту мысль более адаптивным способом: "Мне многое понятно; наверное, следует перечитать эту главу еще раз".
Это самый распространенный способ проверки негативных автомати-че¬ских мыслей реальностью и ответа на них. Но прибегнуть к нему в состоя-нии дистресса нелегко. Поэтому в арсенале когнитивной терапии есть прие-мы, предполагающие осознанную и структурированную оценку автоматических мыслей, в том числе и при наличии сопутствующих негативных эмоций.
Приведем пример с Салли. Когда она читала учебник по экономике, у нее возникли такие же мысли, как и в предыдущем примере: "Я этого не понимаю". Затем ее мышление стало даже более категоричным: "Я никогда этого не пойму". Девушка приняла эти мысли за правду и, естественно, огорчилась. В процессе терапии терапевт обучил Салли применению когнитивных навыков и предложил ей использовать свои негативные эмоции как сигнал к поиску, выявлению и оценке своих автоматических мыслей. Теперь Салли может дать более адаптивный ответ на подобные мысли: "Так, минуточку. Совсем не обязательно, что я никогда этого не пойму. Да, я пока не разобралась в этой теме полностью. Но если я перечитаю главу или вернусь к ней позже, когда немного отдохну, многое для меня прояснится. Но в любом случае, понимание этой темы — не самая главная жизненная задача для меня. К тому же, я могу попросить кого-нибудь из сокурсников помочь мне разобраться".
Хотя автоматические мысли возникают внезапно, их можно предсказывать, зная глубинные убеждения пациента. Когнитивный терапевт стремится выявить характерные для пациента дисфункциональные мысли, которые искажают восприятие им реальности, вызывают негативные эмоции и/или препятствуют достижению поставленных целей. Дисфункциональные автоматические мысли почти всегда негативны, кроме тех случаев, когда пациент страдает манией или гипоманией, нарциссическим расстройством либо употребляет психоактивные вещества.
Обычно автоматические мысли мимолетны и обрывочны. Чаще всего пациент осознает лишь эмоцию, которая возникла как "ответ" на мысль. Во время терапевтической сессии пациент может заявить о своих эмоциональных пере¬живаниях: тревоге, тоске, раздражении или смущении, не отдавая себе отчета в автоматических мыслях до тех пор, пока терапевт не поможет ему прояснить этот вопрос.
Эмоции, которые испытывает пациент, напрямую связаны с содержа-нием его автоматических мыслей. Например, Салли думает: "Я просто дура. Я не по¬нимаю, что он (терапевт) имеет в виду", — и ее охватывает отчаяние. В другой раз девушка думает так: "Он посмотрел на часы. Для него я просто одна из многих" — и начинает злиться. А когда у нее на уме мысли "Что если тера-пия мне не поможет? Куда мне обращаться?", ее поглощает тревога.
Хотя автоматические мысли зачастую принимают сокращенную, "стенографическую" форму, пациент может легко озвучить их, когда терапевт интересуется у него значением этих мыслей. Например, "О, нет!" может означать: "Он (терапевт) дает мне очень большое домашнее задание". "Черт возь-ми!" может быть выражением такой идеи: "Я забыла свой ежедневник и не смогу определиться с датой следующей сессии; я, конечно, полная дура".
Автоматические мысли могут существовать в вербальной, визуальной форме (образы и представления) или обеих сразу. Помимо вербальной автоматической мысли "О, нет!", Салли представляет себя, сидящую за письменным столом поздно ночью и выполняющую домашнее задание (см. главу 13, посвященную визуальным автоматическим мыслям).
Автоматические мысли можно оценить согласно критериям достоверно-сти и выгоды. Чаще всего автоматические мысли некоторым образом искажены и существуют вопреки объективным доказательствам. Есть и точные автоматические мысли, но вывод, который делает пациент, может быть невер-ным. Например, "Я не выполнил свое обещание" — вполне справедливая мысль, но ошибочен вывод, следующий из нее: "Поэтому я бестолочь".
Третий тип автоматических мыслей — достоверные, но, бесспорно, деструктивные идеи. Например, Салли готовилась к экзамену, и у нее возникла мысль: "Тут еще гора работы. Я не закончу раньше трех часов ночи". Эта мысль спра¬ведлива, но она приводит к тому, что тревожность Салли возраста-ет, а концентрация и мотивация — снижаются. Рациональным ответом на эту мысль может быть следующий: "Мне действительно придется еще долго за-ниматься, но я справлюсь. Со мной случалось такое. Если я буду пытаться угадать, сколько времени требуется, чтобы закончить подготовку, я буду плохо себя чувствовать и закончу еще позже. Лучше я постараюсь сконцентрироваться на выполнении одной части работы и похвалю себя, когда ее закончу". Оценка достоверности и/или выгоды автоматических мыслей и адаптивный ответ на них обычно способствуют значительному улучшению эмоционально-го состояния пациента.
Итак, автоматические мысли существуют наряду с более явным и оче-видным потоком мышления, возникают спонтанно и не основаны на рефлексии (размышлении, обдумывании). Люди часто в большей степени осознают эмоции, связанные с определенными автоматическими мыслями, чем собственно мысли. Однако этому легко научиться. Значимые мысли вызывают специфические эмоции в зависимости от содержания. Они часто короткие и мимолетные и могут принимать вербальную и/или образную форму. Люди обычно принимают свои автоматические мысли за истину, без размышлений или трезвой их оценки. Выявление и оценка автоматических мыслей, а также рациональный (адаптивный) ответ на них способствуют улучшению самочув-ствия пациента.
ОБЪЯСНЕНИЕ ПАЦИЕНТУ ПРИРОДЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
Разговор об автоматических мыслях желательно построить на примерах, при¬веденных самим пациентом. Один фрагмент такого диалога показан в главе 3, теперь представим еще один.
Терапевт: Давайте поговорим о связи между мыслями и чувствами. Мо-жете ли вы вспомнить недавний случай, когда вы были расстроены?
Пациент: Да. Сегодня утром, когда я шла на занятия.
Т: Что вы испытывали: грусть, тревогу или злость?
П: Грусть. Т: А о чем вы думали?
П: Я смотрела на других студентов, которые разговаривали, смеялись, ле¬жали на газоне.
Т: О чем вы думали, когда смотрели на них?
П: Я никогда не стану такой, как они.
Т: Итак, вы только что обнаружили автоматическую мысль. Такие мысли бывают у каждого; они приходят в голову внезапно. Мы не "вызываем" их со¬знательно, поэтому они и называются автоматическими. Автоматические мысли чаще всего мимолетны, и мы осознаем лишь следующую за ними эмо-цию — в вашем случае это грусть. Большинство автоматических мыслей ис-кажены. Но мы реагируем на них как на истину в последней инстанции.
П: Гм...
Т: Предлагаю вам научиться распознавать автоматические мысли и оценивать их, чтобы определять, насколько они отражают действительность. Например, давайте оценим мысль "Я никогда не стану такой, как они". Как вы думаете, что произойдет с вашими эмоциями, когда вы поймете, что эта мысль искажена и не отражает реальной ситуации, более того, когда вы избави¬тесь от депрессии и осознаете, что вы уже такая же, как остальные студенты?
П: Мне станет лучше.
Здесь для того, чтобы проиллюстрировать когнитивную модель, тера-певт предлагает альтернативный сценарий. Немного позже он применяет со-крати¬ческий диалог, чтобы проанализировать вместе с пациенткой ее мысли и на¬учить ее рационально реагировать на них. Далее представлено, как тера-певт предлагает Салли записать автоматические мысли, обращая ее внима-ние на когнитивную модель (см. рис. 6.1).

Т: Запишите это, пожалуйста. Когда у вас возникает мысль "Я никогда не стану такой, как они — другие студенты", вам становится грустно. Вы убедились, как ваше мышление влияет на ваше состояние?
П: Гм... да.
Т: Мы называем это когнитивной моделью. И цель нашей терапии — научить нас распознавать автоматические мысли, возникающие при плохом на-строе¬нии. Это первый шаг. Затем вы научитесь оценивать свои мысли и из-менять мышление в том случае, если оно не совсем правильное. Это понятно?

Мысли —> Чувства
То, что я думаю, влияет на то, как я себя чувствую.
Иногда мышление может быть неправильным или только частично правильным.

Мысли Чувства
Я никогда не буду такой, как те студенты —> Грусть

Этапы терапии
Выявить автоматические мысли.
Оценить их и ответить на них. Найти решение проблемы, если мысли точны.
Рис. 6.1. Заметки Салли на первой терапевтической сессии

П: Думаю, да.
Т: Давайте запишем это. Шаг 1: выявлять автоматические мысли. Шаг 2: оценивать их и отвечать на них. Можете ли пересказать своими словами, как вы поняли связь между мыслями и чувствами?
П: Иногда у меня появляются мысли, которые не совсем верны, и из-за этих мыслей я плохо себя чувствую... Но как быть, если мысли правильны?
Т: Хороший вопрос. В этом случае необходимо решить проблему или понять, что именно в этих мыслях ухудшает ваше настроение, если они вер-ны. Однако я думаю, что в вашем мышлении мы обнаружим множество оши-бок, потому что у вас сейчас депрессия и вы настроены негативно. Для де-прессии характерно искаженное мышление. В любом случае мы вместе решим, правиль¬ны ваши интерпретации или нет. А сейчас не могли бы вы вспомнить другой недавний случай, когда вы были расстроены? Мы попробуем выявить другие автоматические мысли.
В конце сессии терапевт проверяет, хорошо ли пациентка поняла когнитивную модель.
Т: Повторим еще раз. Скажите, пожалуйста, как чувства связаны с мыслями.
П: Иногда у меня возникают автоматические мысли, и я им верю. И тогда у меня портится настроение...
Т: Правильно. В качестве домашнего задания попробуйте выявить не-сколько таких мыслей, хорошо?
П: Хорошо.
Т: Как вы думаете, почему я предлагаю такое задание?
П: Потому что иногда мои мысли ошибочны, и если я смогу понять, о чем думаю, я смогу изменить их, и мне станет лучше.
Т: Правильно. Запишите это задание, пожалуйста. "Когда я замечаю, что мое настроение меняется или портится, я спрашиваю себя..." (Пациентка записывает.) Какой это самый важный вопрос?
П: О чем я думаю?
Т: Отлично! Запишите это.

ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ
Обучение распознаванию автоматических мыслей подобно обучению любому другому навыку. Некоторые пациенты (и терапевты) осваивают этот навык до¬вольно легко. Другим требуется больше практики. В следующих двух разделах мы опишем процесс выявления автоматических мыслей (см. краткое изложение на рис. 6.2).
Первый метод позволяет выявлять автоматические мысли пациента, возникающие во время сессии. Цель второго метода — распознавание автоматических мыслей, возникающих между сессиями по поводу проблемных ситуаций, путем анализа воспоминаний пациента, его представлений (образов), проведения ролевых игр или построения гипотез.
ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ
Легче всего выявить автоматическую мысль пациента тогда, когда у него меняется (ухудшается) настроение.
Т: Салли, я заметил, что-то изменилось в вашем взгляде. О чем вы только что подумали?
Необходимо чутко улавливать как вербальные, так и невербальные сиг-налы пациента, чтобы иметь возможность выявить "горячие когниции" — важные автоматические мысли и образы, которые возникают непосредственно в процессе терапевтической сессии и вызывают изменение настроения. Эти "горячие когниции" могут касаться самого пациента ("Я ничтожество" ), терапевта ("Он меня не понимает" ) или предмета дискуссии ("Я обратился сюда, чтобы лечиться, а не выполнять домашние задания" ). Порой они позволяют уточнить концептуализацию пациента.
"Горячие когниции" могут подрывать мотивацию пациента или его чувство собственного достоинства. Они могут препятствовать сосредоточению пациента во время сессии и установлению терапевтических отношений. Безотлагательное выявление подобных автоматических мыслей дает па-циенту возможность проверить эти мысли и сразу же ответить на них, что способствует дальнейшей успешной работе.
Техники идентификации автоматических мыслей
Базовый (основной) вопрос:
О чем вы думаете?
Чтобы идентифицировать автоматические мысли, выполните следующее
1 . Задайте основной вопрос, когда во время сессии замечаете изменение настрое-ния пациента (или усиление у него негативных эмоций).
2. Попросите пациента описать проблемную ситуацию или эпизод, но время которого у него меняется настроение, и задайте ему основной вопрос.
3. Если необходимо, предложите пациенту подробно описать конкретную ситуацию с помощью образов (как если бы это происходило в данный момент) и затем задайте ему основной вопрос.
4. Если необходимо или желательно, проведите с пациентом ролевую игру и задайте основной вопрос.
Другие вопросы, которые помогут выявить автоматические мысли
1. Как вы полагаете, о чем выдумали?
2. Возможно, вы думали о ____ или _____? (Терапевт предлагает несколько веро-ятных вариантов.)
3. Может быть, вы представляли что-нибудь, что могло произойти, или вспоминали о чем-то, что произошло ранее?
4. Что эта ситуация означает для вас? (Или говорит о вас?)
5. Думали ли вы о __________? (Терапевт выдвигает идею, которая противопо-ложна ожидаемому ответу пациента.)
Рис. 6.2. Обзор техник, направленных на выявление автоматических мыслей. Copyright 1993, by Judith S. Beck, Ph. D

Чтобы заметить изменение эмоционального состояния пациента, те-ра¬певт внимательно отслеживает невербальные сигналы, такие как измене-ние выражения лица, напряжение мышц, изменение положения тела или жесты. Вербальные сигналы включают изменение интонации, громкости или темпа речи. В такие моменты уместно спросить пациента, о чем он ду-мает, бывает необходима помощь терапевта.
Т: Салли, о чем вы сейчас думаете?
П: Сама не пойму...
=======================================  

 2009-07-29  19:28:45
  Belyanin  вчера начал смотреть фильм "Секрет" . Там много подобного (хотя, ряд посылок - чушь).
спасибо. я прошел небольшой курс mindfulness approach. там тоже такое предлагается. очень неплохой подход для психотерапии клиентов с негативными суждениями.

  

 2009-07-30  15:50:18
  Michael  "я прошел небольшой курс mindfulness approach"
Вероятно, у Zindel Segal?
Валерий Павлович, т.е. получается, что у автоматических мыслей психолингвистической перспективы нт?  

 2009-07-30  16:17:11
  Belyanin  думаю, что можно поработать над отдельной темой
"Психолингвистика психотерапевтического дискурса". (просьба название не брать - я его уже запатентовал - ТМ).
кстати, могу выслать свои тезисы на последнем симпозиуме не эту тему.
но в классическую психолингвистику это не вписывается. тут нет связи с национальным языком. точнее, я пока ее не вижу. есть модели, но они скорее когнитивного плана, нежели языкового.

  

 2009-07-30  18:50:32
  Michael  Валерий Павлович, ну и как же её тогда назвать?
Получить тезисы было бы очень интересно, но лучше полный текст, если помните, обещание не тиражировать неопубликованое я в своё время выполнил, отзыва не получилось по причине различий во взгляде на ПТ.
Могу выслать текст Дж.С. Бек, но он пока ещё меньше 100 стр.  

 2009-08-01  07:06:23
  Belyanin  послушал на конференции АПА дочку Бека (сам он заболел). конечно, очень мощно, фокусировано и целенаправленно. сильная техника.
буду благодарен за высылку самого Бека. хоть 100 страниц, хоть сколько. на каком языке? лучше бы в оригинале. спасибо

  

 2009-08-08  05:37:40
  Michael  Здорово. В оригинале у меня нет, а две основные книги А.Бека на русском по терапии депрессий и расстройств личности можно скачать здесь
://book.invlad.ru/index.php/books/psyhoterapiya/first
Дж. С.Бек вышлю чуть позже.

://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/136460

Интересная обзорная ссылка по КБТ



Отправка отредактированного (08-08-09 07:00)  

 2009-08-08  06:58:16
  Dyx  = Здравствуйте добрые форумчане!
4. Наше сознание находиться в плену Логического мышления,=

Это Ваше последнее слово. Ваше сознание находится в плену.
Я буду стирать все Ваши сообщения. Замусорили. Nothing personal.
Valery Belyanin, PhD
  

 2009-08-11  10:53:11


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология