психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





Психология эмиграции



  Belyanin  Миллионы наших соотечественников живут за пределами страны, которая раньше называлась СССР. Общественные катаклизмы, или стремление изменить свою судьбу – причин для эмиграции много. Как там – в дальнем зарубежье – удалось им (вам) устроиться? Какие психологические проблемы представляются особенно трудными? Какой опыт можно извлечь из эмиграции тем, кто собирается или уже никогда не соберётся? Давайте посвятим этот форум таким проблемам.  

 2004-02-15  16:25:38
  Сергей Анатольевич  Здравствуйте, уважаемый Валерий Павлович.
Я знаком с некоторыми Вашими работами и рад, что Вы обратились к такой важной, на мой взгляд, теме, как психология эмиграции.
Скажите, можете ли Вы оказать действенную консультационную помощь тем, у кого возникли психологические провлемы именно в связи с фактом эмиграции?
Спасибо.  

 2004-02-17  13:37:40
  Аркадий  Валерий Павлович, мой друзья уже четыре года живут в Германии. Но на "исторической родине" их все равно считают "русскими", хотя они - потомки настоящих немцев Поволжья. Они пытаются стать "своими", но безрезультатно. Есть ли выход из этой ситуации?  

 2004-02-17  14:03:35
  Belianin  Уважаемый Сергей Анатольевич!
Я бы с удовольствием ответил Вам: да, могу! Но я хочу быть честным и перед Вами, и перед собой: психологическая помощь состоит из нескольких частей: из анализа ситуции, из образа цели, и из действий. Причём, действия эти осуществляет не консультант, а сам человек.
Иными словами, психотерапевт (или психологический консультант) может помочь только в том случае, если человек поможет ему а) понять его проблему б) сформулировать образ результата (для себя) и (!) в) начать действовать.
Если Вы готовы - то надо начинать!
Итак, за Вами описание проблемы (которую мы (!) потом превратим в программу для действий).  

 2004-02-17  18:06:09
  Belianin  Уважаемый Аркадий!
Проблема национальной идентификации - это лишь одна из проблем эмиграции. Люди, чьи предки родились в Германии, не признАют за эмигрантами все права до тех пор, пока они (немцы) не останутся в меньшинстве. Они всегда будут смотреть на вновьприбывших как на конкурентов (в лучшем случае). Поэтому стать своими очень непросто.
А бывшие "свои" могут считать уехавших кем угодно - предателями, эгоистами, неудачниками. Но ведь эмигрант потому и уехал от "своих", чтобы изменить свою судьбу. Чем ему мешает это восприятие себя?
Он меж двух огней (как политик - между оппонентами и народом). И это его крест. У меня только такой ответ: не обращать внимания на "бывших своих", надо пытаться адаптироваться к новой среде.
Если это неприемлемо - то можно и вернуться.
В любом случае - выбор за тем, кто его делает.  

 2004-02-17  18:12:55
  Сергей Анатольевич  Спасибо. Проблему сформулировать мне довольно сложно, но постараюсь. Надо ли мне присылать сообщение на форум или лучше на Ваш e-mail?  

 2004-02-20  10:48:53
  Belianin  Скажу честно: данный форум был создан именно для того, чтобы можно было обсуждать проблемы, решение для которых один человек найти сам не может (а это бывает нередко:(. форум - это как бы зов к любому тому, кто может откликнуться, и помочь.
Однако, ряд проблем могут иметь настолько личный характер, что человек просто не может выставить их на всеобщее обозрение. То ли эксгибиционизма не хватает:), то ли не хочется получать удары от прохожего, который зашёл сюда "просто так" (а таких бывает немало. пришёл, обозвал всех идиотами, полегчало, пошёл дальше).

Поэтому если Вы, Сергей Анатольевич, чувствуете, что лучше попробовать перейти на более доверительный уровень общения, то, разумеется, напишите мне лично.
про формулировку - я Вас понимаю. это одна из сложнейших задач. видимо, надо сказать так: попробуйте по-любому изложить то, что Вас беспокоит, т.к. слово "формулировка" несет несколько технический оттенок, подразумевая чёткость изложения. а в психологическом консультировании это не всегда возможно. увы.

П.С. я попробую найти текст соглашения, согласно которому все отношения между нами останутся конфиденциальными (за исключением случаев, попадающих под особые статьи уголовного кодекса:), но, надеюсь, этого нет.  

 2004-02-20  19:42:18
  Сергей Анатольевич  Знаете, Валерий Павлович, я честно старался, как Вы советуете, изложить то, что меня беспокоит. Вы правы, любые формулировки слишком техничны, формальны, не передают того, что хотелось бы сказать. Пока ничего не получается. Или получается, но не так как хотелось бы.
Во всяком случае, огромное спасибо Вам за готовность помочь.  

 2004-03-11  17:02:03
  Tatjana  Здравствуйте, уважаемый Валерий Павлович!

Дайте пожалуйста ссылку на Ваши работы как психологии эмиграции - было бы очень интересно с ними познакомиться. Информации на эту тему так мало, а серьезной, вдумчивой - и того меньше. А она очень нужна многим.

Заранее благодарна

  

 2004-03-17  12:28:09
  Belyanin  Уважаемая Tatiana!
У меня было несколько лекций на эту тему. к сожалению, я разместил этот материал на сайте, который погиб:(((
А что конкретно Вас волнует? Вы собираетесь эмигрировать или уже эмигрировали?  

 2004-03-17  18:28:10
  Alex. Paris  Как с вашей точки зрения необходимо смотреть на диаспоральное стремление новой волны эмииграции, в то время как предыдущая волна стремилась к ассимиляции.

Или это просто следствия эммиграции богатства страны, которое и придумало слово "диаспора и объединения" чтобы построить бизнесс и зарабатывать на русском потенциале и духе, оказавшимся за пределами своей привычной ситуации.


Нужно ли отвергать то к чему ты привык и привыкать к тому что тебе не нравится.  

 2004-03-21  23:18:29
  Belyanin  Давайте попробуем вернуться к формулировке проблемы.
Уверен, что любое обсуждение темы эмиграции должно начинаться с темы:
Есть ли в Вас работа?
Работа постоянная или временная?
Работа по профилю основного образования или нет?
Работа обеспечивает нормальное существование?
И лишь потом можно начать говорить о всех других вещах. Не так ли?  

 2004-03-22  17:50:38
  Belyanin  А, как Вы думаете, насколько сознательно происходит выбор - ассимилиция или приближенность диаспоре? Может быть, тут основную роль играет знание языка, умение принять новую культуру и, конечно, удача в нахождении работы? А тем, кому не удается ассимилировать, приходится довольствоваться диаспорой? Хотя в этом тоже нет ничего ужасного.
К примеру, на вещевых рынках в Москве много вьетнамцев, которые освоили только числительные. Даже одна моя студентка-вьетнамка после философского фаультета МГУ работает там среди вьетнамцев.  

 2004-03-22  18:30:03
  Belyanin  http://www.rg.ru/2004/03/23/vozvrashcenie.html  

 2004-03-23  18:07:44
  Alex. Paris  "А тем, кому не удается ассимилировать, приходится довольствоваться диаспорой".

Я думаю что не совсем так.

Возрастной критерий играет более важную роль. Если становление личности произошло в одной сфере то убедить жить по новому очень трудно. Чем моложе тем легче ассимилироваться..

Так же если выезжают семьями или одиночки - зависит от окружения и наличия русскоязычных вокруг местопоселения.
Родителям трудно ассимилироваться, вот и живут они для детей.

Ещё интересный пример из французской жизни.
Есть группы иммигрантов, которые если даже они и не собираются возвращаться на родину, они не сводят с неё глаз. Пример малийцы, для которых предметом гордости является то, что их здешние заработки помогают выжить бесчисленным родичам из их деревни, помогают всей деревне сделать что-нибудь важное - например, вырыть колодец или купить трактор. Они вообще чувствуют, что они "в послании", что не зря себе отказывают то в одном, то в другом...

Встречал здесь так же множество Украинцев, работающих на стройках а их жёны домохозяйками, работающие на своё будущее с надеждой вернуться домой, иметь свой дом, машину, а на хлеб как все говорят, можно и дома заработать. Руки есть, если здесь без языка сумели, то дома уж подавно.  

 2004-03-25  11:57:15
  Belyanin  Alex. Paris! Очень верное соображение: возраст очень важен. Чем моложе, тем человеку меньше терять на "первой родине". Он/а легче осваивает и язык, и новые нормы поведения. Чем старше человек, тем сложнее ему/ей принять новое, точнее перестроить своё поведение. Поэтому в диаспоре комфортнее.
Что касается желания вернуться - это (на мой взгляд) показатель недостаточной ассимиляции. И как бы ригидность (жесткость). Плюс неумение увидеть положительные стороны "новой жизни". Ведь не думаю, что сравнение Украины с Францией (или Италией) будет в пользу Украины (экология, политика, соц. защищенность). Хотя, кто знает, если они будут возвращаться, то и Украина станет (еще) лучше.  

 2004-03-25  17:51:27
  Alex. Paris  Я с вами не согласен по поводу показателя недостаточной ассимиляции.
"Положительные стороны жизни" - у каждого свои критерии оценки.
Для меня лично - европейцы это - далеко не "хомо сапиенс" - а прямолинейное одноклеточное выучившее одну ноту под которую и поёт всю жизнь, совершенно не ставя точек над "и".
Они отвыкли думать, за них думает государство.
Как раньше в бывшем СССР - если средний класс доволен своим положением, то им управлять очень просто. Это показали последние французские выборы, коренным жителям наплевать на политику (результат, чуть не попали под власть Ле Пэна - Жириновский номер 1).

На моём личном примере, я считаю себя достаточно вросшим в корни французские, но общение, доставляющее мне удовольствие - это с людьми третьего поколения. Они росли в тех же условиях (беднота и борьба за место под солнцем).
Молодёжь - моего возраста и меньше, просто пустые болванки, более 5 мин. разговора вынести невозможно.. (есть исключения - до 30 мин).

И мне совершенно не благи их блага. Получу фр. паспорт и уеду работать в Россию, Украину или Белоруссию как француз - и это только потому что гарантий мало в российском обществе.
Может это ещё потому что чувствую что свой потенциал использую здесь на 30%, а там даже с меньшей зарплатой буду приносить больше пользы.
Надеюсь не на соловках с лопатой (Шутка)


А по поводу возврата, мне кажется что как бы ты не стремился сохранить девственные чувства к месту с которого ты сорвался, нельзя туда же возвращаться. Страна велика - и нужно стремится к покорению новых вершин, даже если они не так высоки и находятся в ста километрах от родного гнезда.  

 2004-03-26  00:24:47
  Belyanin  Да, Вы затронули одну из принципиальных разниц между Российским и Западным менталитетом. В России всегда было важно САМОреализоваться, раскрыть свои возможности, найти СВОЁ место под солцем. На Западе подход иной - использовать максимум того, что даёт система, быть конформным, быть социабельным, приятным, не конфликтовать.
Поэтому в Вас протестует именно российское начало, то, что было привито Вам т.ск. с "молоком матери".
Налицо когнитивный диссонанс.  

 2004-03-26  01:19:27
  Alex. Paris  А как определить понятие комфорта.
Они не живут комфортно ведь средней зарплаты населения франции хватает только на оплату жилья, еду, одежду и небольшую поездку с напрягом.
Основные темы для обсуждения - это политика, наследство общего знакомого, трудные условия жизни и плохой начальник.

Благодаря левым правящим партиям (по российскому сценарию) произошла негласная уравниловка. Средняя зарплата француза - 900 евро. Куда с этим богатством уедешь. Цены растут не по дням а по часам а зарплата стоит на месте. Как можно чувствовать себя комфортно, если средний француз живёт в своих четырёх стенах. Говоря что у него есть друзья.
А друг - это тот с кем он вместе ходит в ресторан раз в месяц.  

 2004-03-28  15:28:40
  Alex. Paris  Что могут иммигранты из бывшего СССР.
— интегрироваться в общество;
— ассимилироваться этим этносом;
— аккультурироваться;
— стать отчужденными, изолированными от французов;
— дезинтегрироваться, превратиться в этническое "ничто".

Социально-экономические условия жизни иммигрантов:
В мире нет такой страны, которая предоставляла бы столько благ для иммигрантов,
Здесь выросло много поколений просто за счет социальной помощи.
Мы сидим на шее у среднего француза
Любой работающий человек в состоянии жить по-человечески. Важно, чтобы он работал, не важно кем.

Социальная интеграция иммигрантов:
В первую очередь, это зависит от действий самого иммигранта и владения им французским языком, хотя иногда и возникают внешние препятствия — прагматизм подхода французов к профессиональному труду, интеллигенции, встречающаяся предвзятость французов по отношению к иностранцам и какие ещё…

Взаимоотношения между людьми различных наций:
видят в контактах с французамии какое-то будущее, естественно, ищут этих контактов.
обращаются за помощью, чтобы лучше узнать французов и чтобы устроить свою личную жизнь.
Смазанное понятие друзей. У меня есть хорошие друзья французы, которые очень помогали в жизни, и у меня есть душевный контакт, но это редкая ситуация. В русском понимании этого слова могут быть только русские друзья. А во французском понимании у всех есть друзья. И нас с французами всегда будет разделять наше разное прошлое.

Среди иммигрантов есть определенный, достаточно большой круг людей, которые стремятся к тесному общению.
Но есть и такие, которых принципиально не интересует такое общение.
Русские, попавшие на Запад, резко изменяются. Трудно сказать, почему. Они живут обособленно, ведут себя не по-дружески.
Со временем иммигранты все в большей мере стремятся общаться между собой.
Первое время после приезда это общение носит чисто деловой характер и связано с помощью, которую могут оказать те, кто живет уже давно. Они в это время стремятся скорее к разъединению, чем к объединению. А потом они стремятся к общению с русскими. Время меняет привязанности.
Здесь найти друзей еще труднее, потому что мы ограничены своим узким кругом. Найти друзей — это счастье. Происходит накопление всех эмоций, возникает недостаток общения по-русски.
Изначально больше был французский круг. Это позволило выучить язык, не оградить себя русской средой. Нельзя ограничить себя искусственно русской жизнью, чтобы не потеряться.
Между собой иммигрантов связывает "выход из одной страны, из одной культуры. Можно посмеяться над понятными шутками, попеть давно знакомые песни — это связывает их больше всего. Национальность связывает в меньшей степени, а политика — тем более.

Между русскими чувство общности выражено слабо. Русские не стремятся или стремятся в небольшой степени к объединению между собой, заметно более сильные тенденции к объединению и институционализации имеются у евреев и украинцев, прибалтийских стран.
Русские, вступая в личные отношения, не стремятся к объединению между собой.  

 2004-03-28  15:29:42
  Alex. Paris  Если понимать духовную жизнь так, как в России, то такой духовной жизни не получится. Проблема в том, что люди, которые страдают по подобной духовной жизни, — это те, кто эмигрировал только телесно, а духовно они остались там. Они мучают свое тело, потенциально им никто не мешает обрести духовную жизнь, но нужно сделать внутренний выбор, принять решение: или ты приехал сюда, и твоя духовная и физическая жизнь будет здесь, или ты остался там душой, а твое тело будет здесь.
Со стороны французов также можно отметить духовное неприятие русского: "Муж — француз. Он не понимает по-русски. Он не любит ничего русского, кроме меня.. Но когда речь шла о детях: "Ты их будешь учить русской культуре и тем самым отодвигать их от меня, отдалять от меня. Я не хочу, чтобы они знали язык, который не знаю я. У вас с ребенком будет тайна через вашу русскую культуру".
Несмотря на благоприятные социальные условия, нельзя в полной мере говорить о полноте духовной жизни — "русского здесь не хватает — русской культуры, общения. На накую-то часть духовная жизнь среднего русского иммигранта остается незаполненной. Поэтому мы с удовольствием ходим на русские концерты, читаем литературу, слушаем передачи, просто общаемся по-русски.
Мне хочется дышать, здесь я не могу дышать. Все тяжело — климат, юридическая система. В России тяжело, а здесь кошмарная бюрократическая система и ментальность. Такое положение у тех, кто имеет собственные запросы, которые не сводятся к тому, чтобы быть только одетым. Русскому нужно всегда что-то еще, а этого "что-то еще" здесь нет
"Недавно в Германии вышла книга "Fortschritt nach Inen" ("Успешный путь внутрь"). В ней говорится о том, что нужно пройти большой путь от общества потребления до общества культуры. Что касается Франции, то стадию потребления она уже прошла, она научилась потреблять. Во всем господствует какой-то рациум. Здесь никто ничего не делает просто так, здесь люди умеют грамотно потреблять, только продавая себя. Чтобы консумировать и подороже продать, каждый создает свой профессиональный имидж. А потом этот имидж с возрастом нужно поднимать. Что касается России, то ей предстоит пройти ступень потребления, а ступень культуры у нее уже позади. Нам как раз нужно сейчас только научиться консумировать. Вы задумайтесь, ведь мы росли совершенно по-другому.
В отличие от взрослых иммигрантов первого поколения, о втором поколении суждения весьма противоречивы. "Дети иммигрантов уже не хотят ни читать русские книги, ни смотреть русское телевидение. Они уже ближе к французам, к французской культуре и реальности и теряют русскую культуру. Часто можно видеть, что им пытаются помочь в сохранении русской культуры и языка, но они нередко противятся этому, они не видят для себя перспективу в знании этого".
"В будущем дети вырастут и будут делать то, что им нравится. Они никогда не станут русскими.
"Если говорить об ассимиляции, то первое поколение будет страдать, но не будет ассимилировано". (По нашей трактовке, оно, не превратившись во французов и оставшись русскими, будет этнически отчуждено). "А второе поколение — оно ассимилируется и уходит во французскую среду. С ними будет то, что произошло с первой русской эмиграцией. Единицы не ассимилировались, остались русскими. А это были люди действительно высокой культуры. Проблема в детях. Попадая в школы, они не в состоянии противостоять ассимиляции. Ведь разница в том, что у людей в России были совершенно другие цели. Здесь все очень четко. Все подчинено мелкому прагматизму".
Прагматизм повседневной жизни, подчиненный прежде всего потребительским целям, подчиняет себе русского человека, и нужно чрезвычайно много повседневных усилий для того, чтобы остаться человеком русской культуры. Между русской и французской духовностью много противоречий, которые не могут быть преодолены безболезненно, без внутреннего личностного конфликта: либо русский становится французом, либо он остается русским, отчужденным от французов. И принимать надо однозначное решение.
"Вообще, эта страна переработает всех иммигрантов, кто здесь останется, кроме старшего поколения, тех, кто приехал в очень зрелом возрасте. Но их дети уже непременно будут французами, здесь достаточно жесткие социальные отношения. Если человек достаточно долго здесь будет жить, он отшлифуется и станет французом.
Человек не может сочетать гармонично две или три культуры. Если он личность, то она должна быть единой, иначе это будет шизофреник.
"В целом, можно прожить здесь всю жизнь и сохранить русскую культуру. Если поставить такую цель. Хотя в массе безусловно происходит ассимиляция. Если иммигранты начинают задумываться о своей жизни, то они даже стремятся к этому, в противном случае они не смогут получать удовольствий от жизни".
"А не ассимилироваться вы не можете, иначе вы не дождетесь должного социального уровня, поскольку вы приехали во Францию. Это естественно. И все старые иммигранты, которые учились во французских школах, интегрировались в эту среду. И все, кто приезжает, будут интегрированы в это общество. И так же, когда пойдут работать. А те, кто сохраняет ради экзотики культуру и язык, это дело личной культуры".
Таким образом, тенденция к ассимиляции второго поколения иммигрантов как неизбежная, но при условии, если не будут предприниматься целенаправленные действия для сохранения и развития русского культурного потенциала иммигрантов. Вместе с тем, русская культура имеет своего носителя, она достаточно развита в самих русских, которые стремятся сохранить ее.
"Русских иммигрантов связывает прошлое. Прошлое. Без различия национальностей. Все, кто говорит по-русски, связаны одним прошлым".
Настоящее, продолжим, надо строить заново. Но собственная культурная база для этого слаба — она сформировалась на низком уровне в условиях СССР и находится у большей части иммигрантов под естественным влиянием инонационального окружения. И тогда русским иммигрантам придется перестать быть людьми своей культуры, своей нации. С точки зрения культурного развития, иммигранты могут в лучшем случае только сохранить себя, но не развиваться как самостоятельный этнос.
Есть, однако, иной путь, по которому идет интеллигенция из бывшего СССР. В некоторых семьях иммигрантов можно наблюдать принципиально иное отношение к русской культуре, к ее сохранению и развитию.
"Я говорю с русскими по-русски, а с французами — по-французски". Билингвизм строится на основе сближения языка и культуры. Причем, основа остается русской, и именно из нее вырастает тенденция к практическому единству различных культур, которым обладают личности русских иммигрантов.
У некоторых иммигрантов, причем разного социального положения, есть склонность видеть себя кем-то вненациональным. "Я бы хотела, чтобы моя дочка была иностранка, которая знала бы и русскую, и французскую культуру. Я бы очень хотела, чтобы моя дочка осталась русской и русский язык был ее родным. Но я привезла ее во Францию, я это понимаю. Я беру ей русскую учительницу по русскому языку и литературе. И у нее огромный интерес к русскому языку и литературе. Моя дочка к 10 годам уже прочитала Чехова, Бунина, всех классиков, то, что адаптировано к ее возрасту, и советскую литературу. Моя свекровь привезла из России огромную библиотеку, начиная с Библиотеки пионера. Дочка все читает. Я не думаю, что это только влияние семьи и родителей, это дочь поняла преимущества много культурного человека. Она подчеркивает в школе, что она принадлежит к русской культуре, все знают. Дочь часто рассказывает о русской литературе, и дети тоже хотят читать книги русских писателей. Моя дочь — индивидуальность: она живет в Европе, и в то же время она русская, знает национальные праздники и обычаи. Это результат нашего образа жизни. Это характер моей дочери. Мы не потеряли своей культуры. Она поняла, что быть русским в Европе — это неплохо. Она хорошо себя чувствует. Она пишет по-русски и хорошо говорит по-русски. У нее прекрасное чувство языка. Дело не в нашем богатстве, и русские учителя, кстати, скромно оплачиваются. Я знаю много семей, родителей, где думают так же, как и мы.
Ограничить ребенка одной культурой неестественно, потому что в иммигрантских семьях все равно чаще всего говорят по-русски. Это все равно, что делать ребенка одноруким. Я считаю, что двукультурье дает положительный результат".
Вот еще один, чрезвычайно оригинальный пример надэтнической жизни. В самом центре Мюнхена посреди огромного Olimpik-park Zentrum есть усадьбочка с совершенно русским беспорядком и заброшенностью в саду и огороде, глинобитная изба и церквушка, материалы на постройку которой собирались из мусорных куч. Все это сооружено руками Тимофея Прохорова, которому недавно исполнилось 103 года. Он утверждает, что голос о постройке прозвучал, когда он бежал из плена и возвращался через Польшу в Россию: "Иди и поставь мне храм, где соединены будут все народы и все веры. В России нет Бога. Вернись к немцам и поставь там", — услышал он голос Богородицы. И поставил церковь в самом центре Баварии.
Тимофей Прохоров видит свою миссию в том, чтобы способствовать соединению русской и немецкой, западной и восточной культур. Построенный храм он называет церковью Востока и Запада. Прохоров продолжает считать себя русским. Но то, что он делает, превращает его во вселенского человека. Он наследует русскую меру отношения к миру, описанную русскими философами и писателями. Дед не просто сохраняет, а подчеркивает и практически развивает эту меру до межнациональных масштабов своим необыкновенным поведением.
Такой путь русской культуры — процесс, прямо противоположный описанному прежде. Соединение двух или даже трех национальных культур в одном человеке происходит на основе русской культуры, свойственной интеллигенции разных национальностей и людям разного социального положения в инокультурном окружении. Это не аккультурация, ибо одна культура, взаимодействуя с другой, не ведет к изменению каждой или одной из них, а служит основой этого взаимодействия. Это не консолидация, ибо каждая из взаимодействующих сторон сохраняет свое этническое качество в прежнем виде. Нельзя это назвать и нормальной интеграцией, ибо речь идет не только и не просто об освоении иной культуры на бытовом уровне при сохранении собственной, а о выходе за пределы этничности как таковой. Лишь внешним аналогом по отношению к этому феномену выступает "этническое ничто", где этнос подчинен не-этносу и по сути дела подавлен им.
Для русских, украинцев и евреев, если они стремятся сохранить свою национальную принадлежность, решающим является идентификация себя с теми, кто живет на исторической родине, и вместе с тем осознание себя как независимых людей и от россиян, и от коренного народа.
С одной стороны, это проявляется в сохранении этнонима — русский, еврей, украинец называют себя именно так. Некоторые показывают независимость русского человека, живущего в инонациональном окружении и стремящегося сохранить собственную историю. Мы можем интерпретировать это как осознание собственной этничности за пределами Отечества.
С одной стороны, они сохраняют русский язык как родной, с другой — его сохранение требует специальных усилий и далеко не всегда является естественным процессом.
С одной стороны, каждая из национальностей создает собственную школу, собственные культурные общества и учреждения. С другой — получив гражданство, иммигранты сознательно стремятся к ассимиляции, хотят называть себя французами, гражданами Франции, следуя принятой норме. Хотя на лице и в поведении остаются прежние облики и привычки.
С одной стороны, они пытаются сохранить свою историю, работают в исторической области научных знаний о народах России. С другой — нет массовой русской культурной жизни, которая была бы направлена не только на сохранение, но и на развитие русской культуры в иноэтническом окружении.
Есть, однако, особая линия — линия внеэтнической идентификации при сохранении основы этнической принадлежности, идентификация себя с наднациональной культурой на бытовом уровне.
Иммигрантам из бывшего СССР предоставлен исторический выбор. Формы интеграции обусловлены не внешними обстоятельствами, а сугубо внутренним состоянием и поведением иммигрантов. их явным и скрытым, сознательным или неосознанным решением о том, как жить во Франции, общностью их норм и ценностей, а в определенной мере и интересов. Французское же государство и французы, со своей стороны, относятся к ним достаточно лояльно и сохраняют здоровую дистанцию, чтобы заставить жить так, как живут во Франции, не принуждая к этому, не навязывая собственный жизненный порядок.
Совмещение достаточно самостоятельных форм интеграции — ассимиляции, аккультурации и отчуждения — позволяет говорить о близости к нормальной интеграции и в то же время о ее вынужденном, а не естественном характере. Во втором поколении можно наблюдать явную склонность к ассимиляции и менее распространенное противодействие ей. По всей вероятности, русская культура и этнос не будут развиваться во Франции как самостоятельная ветвь или как продолжение отечественной культуры, культуры исторической родины и ее народа. Процесс интеграции в целом может рассматриваться как аккультурация, причем односторонняя, только по отношению к русским, и имеющая тенденцию к ассимиляции.
Однако есть иммигранты, которые сознательно стремятся противодействовать ассимиляции и преодолеть противоположность двух культур при условии сохранения национальных русских особенностей. Они формируют особую линию этнического развития — линию внеэтнической идентификации на основе сохраненной этнической принадлежности, идентификации себя с культурной Вселенной — феномен, сформулированный русской классической философией и литературой. Мы полагаем, что последняя тенденция наиболее желательна и перспективна, поскольку соответствует современным политическим, социальным и экономическим тенденциям мирового развития.  

 2004-03-28  15:30:59
  Elena  Да у вас тут целая конференция! А где форум?  

 2004-03-30  08:16:22
  Vadim  Психология эммиграции такова: человек живший всю жизнь материальными ценностями адаптирован за границей с первой минуты. Человек с повышенными запросами в интеллектуальной и культурных сферах либо ломается и ассимлируется, либо страдает и остается собой.
Попытайтесь дать себе объективную оценку и вы узнаете, нужну ли Вам эммигрировать.  

 2004-04-19  03:05:39
    Hello, before i have been on this sites:
I am spammer
lookme656@hotmail.com
  

   
    Hello, before i have been on this sites:
I am spammer
remeber2353@yahoo.com  

   
    [url=http://hookah.batcave.net/wholesale-hookah.html]wholesale hookah[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/yasmin/demulen.html]yasmin[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/paxil/seroxat.html]paxil[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/accutane/accutane_journal.html]accutane[/url] [url=http://zyprexavnx2.proboards102.com]zyprexa[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/fioricet/anoquan.html]fioricet[/url] [url=http://seduxenvnx2.proboards102.com]seduxen[/url] [url=http://scripts.cgispy.com/guestbook.cgi?a=view&user=levitrau185vnx]levitra milf[/url] [url=http://scripts.cgispy.com/guestbook.cgi?a=view&user=ionaminvnx]ionamin[/url] [url=http://phlog.net/user/durominevnx2]duromine[/url] [url=http://hookah.batcave.net/fact-about-hookah-smoking.html]fact about hookah smoking[/url] [url=http://phlog.net/user/renovavnx2]re nova[/url] [url=http://phlog.net/user/oxycontintantvnx2]oxycontintant[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/butalbital/butalbital.html]butalbital[/url] [url=http://hookah-vnx.batcave.net/hookah-shop.html]hookah shop[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/xenical/orlistat.html]xenical[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/diazepam/valium_diazepam.html]diazepam[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/zyprexa/zyprexa_lawyer.html]zyprexa[/url] [url=http://zybansideevnx2.proboards102.com]zyban side effects[/url] [url=http://shisha.tekcities.com/darbuka-shisha.html]darbuka shisha[/url] [url=http://escitaloprvnx2.proboards102.com]escitalopram[/url] [url=http://buyprozacvnx2.proboards102.com]buy prozac[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/propecia/order_propecia.html]propecia[/url] [url=http://revatiovnx2.proboards102.com]revatio[/url] [url=http://xanaxvnx2.proboards102.com]xanax[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/klonopin/rivotril.html]klonopin[/url] [url=http://scripts.cgispy.com/guestbook.cgi?a=view&user=lorcetvnx]lorcet[/url] [url=http://esgicvnx2.proboards102.com]esgic[/url] [url=http://benzphetamvnx2.proboards102.com]benzphetamine[/url] [url=http://scripts.cgispy.com/guestbook.cgi?a=view&user=tyloxvnx]tylox[/url] [url=http://phlog.net/user/roxicetvnx2]roxicet[/url] [url=http://phlog.net/user/discountvaniqavnx2]discount vaniqa[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/meridia/sibutramine_hydrochloride.html]meridia[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/percocet/combunox.html]percocet[/url] [url=http://phlog.net/user/vaniqacreamvnx2]vaniqa cream[/url] [url=http://phlog.net/user/asentravnx2]asentra[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/xenical/buy_xenical.html]xenical[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/bextra/bextra_drug.html]bextra[/url] [url=http://hookah-vnx.batcave.net/hookah-shisha-tobacco.html]hookah shisha tobacco[/url] [url=http://republika.pl/megapharma/norco/hycodan.html]norco[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/carisoprodol/carisoprodol.html]carisoprodol[/url] [url=http://hookah.batcave.net/hookah-diving.html]hookah diving[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/prozac/online_prozac.html]prozac[/url] [url=http://phlog.net/user/tramadolvnx2]tramadol[/url] [url=http://scripts.cgispy.com/guestbook.cgi?a=view&user=haomavnx]haoma[/url] [url=http://megapharma.freehostpro.com/klonopin/klonopin_side_effects.html]klonopin[/url] [url=http://phlog.net/user/ambienbuyvnx2]ambien buy[/url] [url=http://clonazepamvnx2.proboards102.com]clonazepam[/url] dumnikat  

   
  Elena  Всем желающим предлагаю зайти на мою страничку:
www.psychologin-elena-schulz.de  

 2006-05-22  20:16:42
  Фламинго  Очень интересно прочитать про русскую эммиграцию во Францию, традиционно считавшуюся притягательным для русскоговорящей публики. Намеренно подчеркиваю "русскоговорящие", потому-что и поволжские немцы и грек и еврей и все, кому судьба предоставила возможность сменить место жительства и переехать на историческую родину остаются жители Планеты Русского Языка и Представители Русской Культуры, простите за пафос.
Могу рассказать о собственном опыте иммиграции, если это кому интересно - 16 лет в Израиле и считаю это страну своей. Я выучился здесь в школе , отслужил в армии , выучился в университете обзавелся семьей и так далее.
Если кому интересно , могу рассказать поподробнее.  

 2006-07-08  22:08:00
  ИЗРАИЛЬТЯНКА  Конечно расскажи ! Может мы с тобой даже соседи. Я живу в Нетании с семьей 6 лет.

  

 2006-07-09  01:44:56
    Добрый день!
Прошу прощения за наглый оффтоп - я когда-то открывал тему "Журналистика и психолингвистика" и сейчас там кто-то устраивает просто ужаснейший флуд - посмотрите сами.
мне ежедневно приходит по нескольку писем спама из этой темы - могли бы Вы что-то с этим сделать? Удалить темы например...
СпасибО!  

   
  TVS  Спасибо!!! и за досталось и за не досталось!!!
Смайлики у меня так и не работают, так что непривычно без них выражать эмоции.....радостно всех вас видеть, слышать, т.е. читать.
От посещения родины.....чуства больше щемящие....(смайлик грустно). Наши впечатления - стало хуже.
Что видели....
Лица. Озабоченные, скорбные, если они "в себе", если живые, в диалоге - получше.
Дороги...(многократный смайлик ужаса). На них - правило "буравчика", не "зипа", и даже при соблюдении первого комп показывал среднюю скорость по городу не выше 30 км/час.
В метро (снова ужас..) дышать нечем, и то, что "нечем" очень неприятно пахнет (и раньше нечасто ездила, неужели была "принюхана"...) как люди после такой дороги на работу потом работают....
Погода и экология. Оказывается всегда было мало солнца. Днем с зажженным светом дома...и все равно темно. И когда солнце не светло. Смог. Постоянное ощущение немытых рук. Воздух и вода естественно....
По утрам будят вороны. Каркают. Не поют (тут я улыбаюсь).
Все что строилось и было новым еще года 3 назад уже выцвело и облиняло. Деревья и газоны не стригут, по городу буйная зелень, но везде клумбы!
Магазины. Стало еще больше. Цены больше тоже. Пошутили - да цены это, цены, не номера телефонов, не запоминай.
Рестораны....могу смело подтвердить, что Москва теперь точно занимает 1 место в мире по дороговизне. Но не по сервису. Рыбка там подается все из Норвегии, мясо......из Новой Зеландии, как нам сказали.
Сфера обслуживания.....думает что клиенты ей обязаны уже долго и всерьез и когда они исполнят свой долг терпения ждать уже нет.
Здравоохранение....(смайлик плАчу....потом плачУ...и потом снова плАчу). Кто ничем не страдает, конечно может ходить по государственным клиникам. В платных услуги дороже, чем здесь....но дороже вовсе не есть лучше.
Абсолютно нормально желать делать деньги из воздуха, и уже желания потом - их зарабатывать.
Мошенничество процветает все в более изощренных формах (жалко пожилых людей, которым трудно во всем разобраться).
Родители....еще больше постарели, еще больше сдали....еще больше поняли нас. Считайте что от всех ваших стариков, у кого они еще живы, привезли вам приветы. Они стараются держаться, стараются не плакать и не жаловаться на жизнь, они молодцы.
Борьба с коррупцией. Чем она острее, тем выше ставки. За риск.
Иметь хорошую работу все также трудно, трудно найти ее и для молодежи и после престижных вузов, это как и везде.
Везде есть и приятные исключения, которые пока смотрятся исключениями, которые греют душу. Это отпуск нашими глазами. Но самое главное не это, быт - это мелочи, к которым можно приспособиться. Самое главное - ощущение людского стада, которое продолжают строить и гнать. И везде все еще надо доказывать, что ты "не козел", а человек с правами и у тебя бумажка есть....
Когда летала до этого раза, рейсы в южное полушарие были ночными, а тут днем летели!!!!!!!!Оказывается все самое красивое здесь!

это письмо эмигрантки, побывавшей на днях в отпуске в москве...
ваше мнение можно узнать?  

 2006-08-24  13:16:29
  Mercurius  Открылся новый форум forum.capsula.biz психологии бессознательного  

 2006-08-28  09:44:41
  Belyanin  я бы тоже мог рассказать подобные ужасы про Москву, но не могу: позитивное мышление не позволяет.
много магазинов, много дорогих машин, люди очень хорошо одеты. customer service даже в зарубежных компаниях вообще отсутствует. просто нет. или есть зачатки. а так живут люди и в Москве, и многие даже очень довольны. Ведь и в Карачи живут, и в Хошимине, и в Гарлеме. Каждый выбирает сам.

  

 2006-08-31  17:26:53
  Tru2mself  Мне 22 года , два живу в США 2 года, прилетела на летние каникулы, даже не думала ,что останусь . Но встретила здесь своего мужа , исключительной души человек ! У нас сышишка уже есть ))) Весь в маму ! (Это русские гены доминируют ))))
К людям отношение разделилось на два - по приезду и после . Вначале мне все казались инопланетянами с другой планеты , теперь все больше ощущаю насколько же мы похожи ! ( Наверно это и есть то самое коллективное бессознательное человечества )
Какие психологические проблемы представляются особенно трудными?
Больше всего скучала по семье , маме , сестренкам , сестре-близняшке , мы с ней вообще всю жизнь не разлучались .
Что помогало ? Моя новая семья конечно же , любовь близкого человека ; знание языка ( я училась на фак-те иностранных языков )
рано или поздно все равно приходиться вылетать из родного гнезда , это всегда сопряжено с толикой грусти , , по большому счету это наверно тоска по детству .  

 2006-09-01  01:10:49
  Sergei  Интересную Вы затронули тему !

Я долгое время, живя в Берлине наблюдал за семьями иммигрантов из СССР, использовал даже некоторые из психодиагностических методик, просто присматривался к людям.

Сделал ряд интересных наблюдений. Ну, например, переезд на Запад усиливыет опасность развода в семьях, скажем так, менее зрелых (где люди менее зрелые, и менее умные), и наооборот, сплачивает зрелых, интеллигентных людей еще больше.

Многие люди, некоторое время, а может даже какой-то длительные период времени находятся в состоянии стресса - отсутствие работы, недостаточное знание языка, вырван из своей привычной среды ... . Здес: чем чувстрвительнее и эмпатичней личность, тем глубже могут быть и переживания.

В меньшей мере сказывается иммиграция на т.н. Новых русских, - богатеньких предпринимателей, у который финансовые дела идут не плохо, у которых нет такой сильной привязаности к своим друзьям и дому. Кроме того отсутсвие высоких моральных ценностей и погоня за денежным успехом увлекает их. Для такого контингента иммиграция протекает незаметней.

Тяжело переносят иммиграцию пожилиые люди, склонность к стереотипии, да и потом многолетнее пребывание в родной стране с известными обычаями, и вдруг перенос в другую среду !

Разумеется легче всего (незамтнее) рпоходит переезд на запад у молодых людей - они сразу находят новых друзей, новые увлечения. Языковой барьер дается значительно легче.

В болшей мере, меня удивили изменения семейные, на фоне иммиграции.

А бообще, интересную тему Вы затронули  

 2006-09-11  15:52:51


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.










Поиск информации на сайте

Rambler



Rambler's Top100





Рассылки@Mail.ru
Физическое и психическое развитие ребенка




Архив номеров и
условия подписки на журнал.


Яндекс цитирования







Google Groups Детская психология
Просмотр архивов на groups.google.ru